Словарь терминов EFT International

В словаре терминов EFT International ТЭС определены основные понятия и навыки ТЭС, используемые при обучении ТЭС. Это справочный ресурс для практиков, преподавателей и студентов ТЭС. Эти согласованные стандарты считаются основой успешного применения ТЭС (Техники эмоциональной свободы).

EFT International является некоммерческой ассоциацией, созданной для соблюдения и популяризации самых высоких стандартов в области обучения и профессионального развития умелого, творческого и этически правильного применения ТЭС (Техники эмоциональной свободы)

ТЭС (Техника эмоциональной свободы) – это практический метод самопомощи для тела/разума, процесс осознанного и преднамеренного постукивания (осторожно, кончиками пальцев) по меридианным точкам акупунктуры на лице и верхней части тела. В ТЭС используются те же пути/каналы, что и в традиционной китайской энергетической медицине, и одновременно с постукиванием мы извлекаем выгоду из нашей способности концентрироваться или «настраиваться» на проблему. ТЭС, «таппинг» или «постукивание» легко освоить, более того, эта техника достаточно гибкая, и ее может использовать каждый. Она способна помочь нам изменить собственную реакцию на неприятные мысли, чувства и тревожные воспоминания (например, в виде боли, напряжения или стресса). Независимо от того, используется ли техника человеком наедине или вместе с опытным практиком, ТЭС может принести удивительное облегчение на продолжительный период времени и изменить энергию, которой мы наделяем любую жизненную ситуацию. И это далеко не все. Открывая для себя ТЭС, мы способны лучше понять, как мысли, убеждения и эмоции влияют на нас физиологически, и получаем возможность меняться к лучшему.
Стандартный протокол ТЭС – это настройка и последовательность точек таппинга, из которых состоит полный цикл ТЭС. Он основан на сокращенном варианте оригинального базового рецепта ТЭС и спроектирован в соответствии с протоколом ТЭС «Золотой стандарт» от Гэри Крейга.
Настройка: Проговаривайте вслух «Несмотря на то, что у меня есть эта проблема, я глубоко и полностью принимаю себя» (произнесите три раза, постукивая по точке на ребре ладони).
Последовательность с фразой-напоминанием: Проговаривайте вслух «Эта проблема» постукивая по каждой точке последовательности: Макушка, Бровь, Край глаза, Под глазом, Под носом, Подбородок, Ключица и Под рукой.
По своему усмотрению тренеры могут вводить вариации (например, другие точки или дополнения) в зависимости от уровня обучения, но при условии, что сначала изучается стандартный протокол, а все вариации и уточнения сопоставимы с классическим «Базовым рецептом» ТЭС. (см. Оригинальный ТЭС). Например:
– Фразу «настройки» можно произносить только один раз, если «Золотой стандарт» ТЭС, по усмотрению тренера, был заранее полностью изучен студентами.
– Можно добавить дополнительные точки, такие как точка гаммы или точки на пальцах.
_ Точка на макушке может использоваться как в самом начале, так и в конце.
– Дополнительные стратегии, такие как метод девяти гамм, можно добавлять или убирать из курса обучения по решению тренера.
Пример цикла ТЭС:
Настройка – Постукивайте по ребру ладони: «Несмотря на то, что у меня болит голова, я глубоко и полностью принимаю себя». Повторите три раза. Последовательность – Постукивайте и проговаривайте: Макушка, «Эта головная боль», Бровь, «Эта головная боль», Край глаза, «Эта головная боль», Под глазом, «Эта головная боль», Под носом, «Эта головная боль», Подбородок, «Эта головная боль», Ключица, «Эта головная боль», и Под рукой, «Эта головная боль».
Настройка – это первая часть стандартного протокола ТЭС, проводимая в начале цикла таппинга с целью подготовить нас к изменениям, к которым мы стремимся, и/или помочь перефокусировать таппинг, если возникает новый отдельный Аспект (см. 2.4 «Аспекты»). Это не обязательный компонент для каждого цикла таппинга, но настоятельно рекомендуемый для достижения оптимальных результатов. Сама фраза настройки состоит из двух этапов: Первым этапом является постукивание по точке на ребре ладони (иногда эту точку также называют «сторона руки» или «точка карате»), произнося вслух фразу признания/настройки на энергию проблемы, неприятных чувств, мыслей, или ощущений в теле (например, «Несмотря на то, что у меня есть это______________»). Второй этап заключается в том, чтобы продолжить постукивание, проговаривая фразы, которые подтверждают самопринятие или позитивное намерение – таким образом мы «уравновешиваем» отрицательный фокус. Это позволяет более объективно отдалиться от проблемы («… я глубоко и полностью принимаю себя») Например: «Несмотря на то, что у меня болит шея, я глубоко и полностью принимаю себя». Любая часть фразы настройки может быть измена с точки зрения стиля или языка, в зависимости от потребностей клиента, например, «Несмотря на то, что у меня болит шея, я чувствую себя лучше, чем пять минут назад».
Последовательность – это второй этап стандартного протокола ТЭС. Речь идет о восьми меридианных точках подряд – Макушка, Бровь, Край глаза, Под глазом, Под носом, Подбородок, Ключица и Под рукой – при постукивании по этих точках необходимо проговаривать короткую, нацеленную на конкретную проблему фразу-напоминание (например, «этот глубокий черный комок боли в моей шее»). Фраза-напоминание – это прямое обращение к проблеме из первой половины фразы-настройки, слова, описывающие субъективный опыт клиента (чувства, мысли, телесные ощущения, и так далее). Она используется, чтобы сосредоточиться на конкретном аспекте, с которым клиент хочет поработать.
Аспекты — это отдельные части, черты или элементы более крупной, более «глобальной» проблемы. Например, «Страх перед полетами» является глобальной (обширной и сложной) проблемой, которая, вероятно, состоит из множества более мелких аспектов. Другими словами, вероятно, существует ряд специфических страхов. Некоторые специфические аспекты страха перед полетами могут выглядеть следующим образом – «я боюсь, когда подхожу к двери самолета», или «я чувствую, что не могу дышать», или «меня пугает звук двигателей, когда мы взлетаем», или «мне страшно даже подумать о полете!». После того, как каждый аспект был найден, их следует обрабатывать отдельно, для достижения оптимальных результатов (см. 2.5 «От общего к конкретному»). Аспекты могут также включать определенные события, которые и вызвали страх (например, «я видел, как упал самолет», «в детстве мой брат напугал меня пауком, бросив его в лицо», и т. д.).
Применение ТЭС к конкретному аспекту идеально подходит для достижения оптимальных результатов, однако часто возникает необходимость использовать более общие или «глобальные» аспекты, прежде чем мы сможем получить более конкретные сведения. Эта стратегия называется «от общего к конкретному», и ее можно использовать, когда конкретные аспекты еще не выяснены или если необходимо уменьшить напряженность эмоции. Если детали еще не ясны, сначала мы можем задействовать более общий страх, а именно – страх перед полетом, чтобы выяснить, какие конкретные аспекты этого «страха перед полетом» являются наиболее интенсивными или в настоящее время беспокоят клиента. В качестве примера работы «от общего к конкретному», практик может начать с постукивания «Я ненавижу летать», а затем добавить слова «потому что …», после чего сделать паузу, чтобы помочь человеку лучше проанализировать факторы (аспекты), которые связаны со страхом. В ответ на «потому что…» клиент может сказать: «потому что в самолете я нахожусь с таким большим количеством людей», а это уже более конкретный аспект. После этого практик может спросить, что же такого плохого в том, чтобы оказываться в самолете вместе со столькими людьми», что приедет к большему количеству аспектов, и скорее всего, выведет на ключевой, который, собственно, и стоит за страхом полетов (важно использовать точные слова клиента). Такое «углубление» в конкретную информацию – куда более выгодный способ применения ТЭС (см. «Подкрадывание» или «Ключевые проблемы»). Метод «От общего к конкретному» можно также использовать ради более осторожного подхода к интенсивной проблеме (см. «Подкрадывание»). Другими словами, постукивание по «общему» может помочь снизить интенсивность, прежде чем вы перейдете к более конкретным вопросам.
ТЭС заимствует два популярных понятия современной психологии: СШД (субъективная шкала дистресса) и ВП (валидность познания), помогая нам определить эмоциональную напряженность или воспринимаемый уровень личного ограничения или ограничивающего убеждения. При использовании СШД, мы просим клиента по шкале от нуля до десяти определить, насколько сильно или эмоционально заряжено его ощущение\чувство. Это можно делать до, во время или после цикла ТЭС (например, «Насколько сильно у вас болит голова?», «Насколько болезненно это воспоминание?», «Насколько сильно болит?»). Это полезный ориентир для тестирования, ведь так мы можем помочь клиенту распознать собственный прогресс, и не только. (см. 2.7 «Измерение»). Когда клиента спрашивают, насколько правдиво что-то ощущается, в качестве ориентира запрашивается валидность познания, или ВП. ВП предназначена для измерения эмоций или ощущений в противоположность реальности. Для многих специалистов в области психического здоровья шкала ВП известна как шкала «правдивости» от нуля до семи, но для простоты в EFT International используется шкала от нуля до десяти, или в процентах, от нуля (кажется неправдой) до 100% (кажется правдой). ВП особенно полезна при оценке (или тестировании) того, насколько ослабели ограничивающие убеждения в результате работы над ключевыми проблемами или конкретными событиями прошлого. Например, если клиент говорит: «Я разочарован в своем отце», практикующий может спросить: «Насколько правдиво сейчас это чувство от нуля процентов до ста?». В зависимости от потребностей клиента, могут использоваться вариации или комбинации этих процессов: Ребенок может проиллюстрировать уровни интенсивности, используя пространство между руками (например, «мне вот настолько плохо»). После постукивания по конкретному событию, например, «когда меня унизили в классе», практик может спросить об уровне ВП на ограничение, которое клиент упомянул ранее (чтобы выяснить, что могло измениться), например, «Я не могу стоять перед группой людей и говорить», а затем использовать СШД с целью измерить интенсивность проблемы, такой как «боязнь произносить речь перед классом». Шкала ВП может быть особенно полезна для тех, кто испытывает затруднения при непосредственном доступе к своим чувствам (например, «описывая жизнь после вашего расставания, вы использовали слово «опустошенный». Насколько правдивым это слово ощущается сейчас?»).
Измерение – это способ, которым клиент или практик оценивает уровни интенсивности до, во время и после цикла постукивания. Измерение не всегда ограничивается шкалой СШД или ВП, оно может принимать различные формы, например, иногда используется пространство между руками, понятные для детей слова, такие как «фу», диапазон температур (тепло или холодно), диапазон цветов (теплые или холодные), линейный масштаб, расстояния, или размеры, является ли проблема размером S, M, L, XL, и т. д. Ключ к эффективному измерению состоит в том, чтобы ориентироваться на клиента. Это может включать описание того, как клиент испытывает интенсивность или эмоциональный «заряд» в теле, независимо от того, используются конкретная шкала или нет. Метафоры, когнитивные сдвиги и перемены в телесных ощущениях – все это также способы измерять перемены. Измерение часто используют для тестирования оставшейся эмоциональной напряженности, ощущаемой «правды», и т. д. Об этом можно сказать просто словами (например, можно сказать: «Я чувствую себя немного лучше» или «теперь, когда мы постукиваем, чувство не так болезненно»), так далее). Такое непроизвольное, «простое» измерение прогресса – очень полезная опция в случаях, когда на другие типы измерений клиент не реагирует. Поскольку способов оценки прогресса существует множество, ни один из таких подходов (или способов измерения) никогда не следует навязывать клиенту. Измерение, в каком бы виде вы его не использовали, является ключевым фактором для успешного использования ТЭС, поскольку может заверить клиента в наличии реального прогресса, и наделить информацией практикующего врача.
Наряду с измерением, проверка – это отличительная черта эффективной практики ТЭС. Мы можем проверить, или «протестировать» свой прогресс до, во время или после сеанса, чтобы увидеть, где именно находимся, где были изначально, и насколько далеко готовы идти. Это также помогает клиенту увидеть прогресс (см. 2.26 «Эффект высшей точки»). Тестирование проводится путем проверки и оценивания прогресса в достижении нашей цели, мы задаем вопросы, которые помогают клиенту настроить (или же наглядно представить) существующую проблему или возможность возникновения проблемы в будущем, а также используем СШД, ВП, разведенные руки, или другие методы для определения соответствующих уровней интенсивности (см. также 2.7 «Измерение»). Например, в случае боязни ездить в лифте, мы могли бы начать сеанс, спросить об уровне СШД в момент, когда клиент воображает, что приближается к лифту. Если уровень слишком высокий, во время или в конце сеанса мы можем снова спросить об этом конкретном аспекте. Таким образом можно протестировать любой аспект, и ТЭС как раз и уникальна тем, что во время сеанса мы постоянно имеем возможность тестировать прогресс. Калибровку тонких физиологических и поведенческих сигналов клиента также можно использовать для проверки или определения связи клиента с рассматриваемой проблемой (см. 2.9 «Калибровка»). Например, когда мы спрашиваем о возможности использовать лифт, мы можем выискивать физиологические сигналы, такие как покраснение, потливость или пауза в речи, указывающие на оставшуюся эмоциональную напряженность. Применение тестирования в реальных условиях, если это возможно и если практик уверен в безопасности, может быть наиболее точным вариантом измерения успешности ТЭС. В случае с боязнью лифта клиент может попробовать проехаться на лифте или просто подумать о том, чтобы поднимется на нем в следующий раз, когда представится такая возможность.
Наблюдение даже за мельчайшими особенностями дыхания, движений и поведения клиента является критически важным навыком для успешной работы практика. Калибровка в EFT означает проведение измерений этих деталей на различных уровнях (см. 2.7 «Измерение»). Когда практик оценивает тонкие сигналы клиента на предмет изменений эмоциональной интенсивности или когнитивного понимания (физиологического, словесного и т. д.), например, наблюдая за языком тела или невербальными сигнала, это и называется калибровкой. Калибровка реакций клиента является ключевым навыком для подачи максимально безболезненного варианта ТЭС, ведь это помогает с осторожностью продвигаться вперед в наиболее подходящем темпе, не оказывая давления на клиента. Например, клиент может в сказать, что готов начать постукивание по определенному тревожному воспоминанию, но практик, благодаря калибровке, выясняет, что у клиента учащенное дыхание и отвечает он короткими фразами, а это указывает на то, что следует еще немного поработать над периферийными аспектами (см. 2.13 «Подкрадывание»), прежде чем приступать к более непосредственному конкретному тревожному воспоминанию.
Ключевые проблемы – это обобщенные выводы, которые мы сделали о себе, своих знаниях, навыках, способностях и ограничениях или просто о жизни в целом, основанные на наших отношениях с конкретными, в целом неблагоприятными, а часто и ранними жизненными переживаниями. Ключевыми проблемами являются наши убеждения и ценности, которых мы придерживаемся в отношении других людей, мира и нас самих. Эти «правила» часто определяют наши решения и действия. «Я недостаточно хорош», «мир небезопасен» или «люди в моей семье никогда не получали образования», «моя роль – заботиться о других», «богатые люди – жадные люди», все это примеры ключевых проблем. Разработчик ТЭС Гэри Крейг придумал несколько метафор, способных помочь нам понять, откуда берутся и как влияют на нас ключевые проблемы:
«Письмена на стене» это метафора о том, как события в жизни создают наши представления о мире. Суть метафоры в том, что каждый из нас рождается во «Дворце возможностей», обширном особняке, представляющем наш потенциал, которым мы редко позволяем себе наслаждаться из-за всех «правил», которые мы (или другие люди) написали на стенах – эти письмена остаются на месте из-за наших негативных мыслей о себе, что отражаются на качестве нашей жизни. ТЭС работает непосредственно над этими письменами, или отрицательными мыслями о нас самих.
«Поверхность стола» эта метафора рассматривает конкретные убеждения, которых мы придерживаемся относительно мира, собственных способностей или самих себя, как поверхности стола, подкрепленные «ножками» жизненного опыта. В этой метафоре «ножки» однажды предоставили личные доказательства из собственного опыта, которые и заставляют нас верить в собственные убеждения и воспринимать их как истинные (см. 2.11 «Конкретные события из прошлого»). С точки зрения ТЭС ключевые проблемы, как правило, являются «глобальными» или слишком общими, чтобы их можно было успешно решить без учета конкретных событий («ножек»), которые их поддерживают (как крышку стола). Опытные специалисты ТЭС считают, что поиск и решение ключевых проблем является неотъемлемой частью максимально эффективного и успешного сеанса ТЭС. Ключевые проблемы часто скрыты в подсознании и не всегда легко всплывают во время сеанса ТЭС. Например, ограничивающее убеждение, как «я не заслуживаю быть счастливым», может оставаться скрытым или неисследованным, даже если лежит в основе большинства трудностей человека на данный момент. Во время постукивания оно может выявиться, например, только при когнитивном сдвиге (например, когда клиент говорит: «После постукивания по [этим ранним событиям] я чувствую себя значительно легче, чем за последние годы. Не думаю, что когда-либо чувствовал, будто заслуживаю быть счастливым», и т. д.). Постукивание по глобальной проблеме «я не заслуживаю быть счастливым» может не дать постоянных результатов, но систематически касаясь событий прошлого, которые сыграли свою роль в создании этого убеждения, мы действительно можем помочь человеку начать подвергать сомнению и изменять воспринимаемое ограничение о самом себе (см. 2.11 «Конкретные события из прошлого»). Не все ключевые проблемы созданы равными. Например, проблема «люди в моей семье никогда не получали образования» может опираться на более обширные убеждения, такие как «мы плохие люди» или «я плохой человек». Метафора для этого явления называется «множественные поверхности столов». В общем, убеждения, которые обращаются к самой нашей сущности, такие как «я недостаточно хорош», «я сломлен», «я ценен только тогда, когда забочусь о других» и т. д., как правило, являются центром ключевых проблем.
На этапе первичного осмотра более эффективно обращаться к конкретным событиям из прошлого, так как часто они напрямую поддерживают существующую проблему клиента (например, тревогу), его основную проблему (также известную как «ограничивающее убеждение»), независимо от того, знает клиент или практик о существовании этой проблемы вообще. Конкретные события из прошлого могут быть реальными событиями из опыта клиента или же событиями, которые клиент «выдумал», которые примерно похожи на то, что произошло – в целях более конкретного и тщательного применения ТЭС к прошлому опыту. Метафора «ножек стола» может использоваться для описания того, как события прошлого создавали, влияли и/или продолжают поддерживать нынешние «поверхности стола». Например, они часто доказывают и подтверждают бесполезность обобщенного заключения, «ограничивающего убеждения» или ключевой проблемы. Они также могут лежать в основе такой проблемы, как «тревога». Вопрос «О чем это вам напоминает?» считается основополагающим, ведь открыто приглашаете клиента подключиться к любым конкретным событиям прошлого, которые могут, словно ножки стола, поддерживать текущие проблемы.
Техника кинофильма\рассказывания историй предназначена для аккуратного и тщательного снижения эмоциональной интенсивности тревожных воспоминаний или других конкретных событий прошлого, по одному крещендо интенсивности (обрабатывается как один аспект) за раз. Целью такого подхода является снятие отрицательного известного или неизвестного воздействия конкретного события, которое влияло и продолжает оказывать влияние на жизнь человека. Не важно, представляет человек визуально, что происходило, словно сцену из фильма, описывая покадрово, как в сценарии, ИЛИ момент за моментом рассказывает повествование, историю о том, что происходило, техника кинофильма/рассказывания истории позволяет использовать таппинг – вместе с внутренними чувствами и воображением – чтобы аккуратно подойти к прошедшему тревожному событию и поэтапно высвободить негативное воздействие. На заре ТЭС «кино» и «история» не были четко разделены, и ценность подхода «кино/история» заключалась в том, что он позволял сдерживать огорчающее событие, прорабатывать его мягко и контролируемо, а также замедлять ход событий, с целью раскрыть и очистить все крещендо эмоций или всплески эмоциональной интенсивности. Именно замедление и работа над каждым крещендо (т.е. аспектом) в отдельности позволяет ТЭС работать настолько эффективно. * Примечание: в сообществе ТЭС все еще существуют разногласия относительно разделения между Техникой Кинофильма и Техникой Рассказывания Историй.
Использование техники «кинофильма/рассказывания истории» мы начинаем с выбора конкретного события или момента времени – что-то короткое и регулируемое – обычно около двух минут или меньше – с началом, серединой и концом. Затем мы даем этой истории или сцене фильма соответствующее названии (в соответствии с желанием клиента) и постукиваем по этому названию (проходим циклы таппинга, используя название в качестве фразы-напоминания), пока человеку не почувствует себя достаточно комфортно, чтобы рассказать историю или сцену из фильма. Давать истории или сцене фильма соответствующее названия – это стратегия «защитного дистанцирования», которая позволяет осторожно подходить к любой отрицательной эмоциональной интенсивности, обнаруженной в повествовании, и справляться с ней. Название сводит к минимуму возможность абреакции (см. 2.22 «Абреакции») или усиление страданий клиента. Подходящее, правильное название – это то, которое само по себе не вызывает большей эмоциональной напряженности, например, кодовое слово или общее название, по типу фразы «Тот день на пляже». На практике существуют разные способы применения техники кинофильма\рассказывания истории, и их применение зависит от потребностей клиента. Клиент будет либо «смотреть фильм», либо «рассказывать историю», в зависимости от своих потребностей, уровня комфорта и уникальной точки зрения. Суть в том, чтобы изначально не допустить клиента к непосредственной истории и применить аккуратный подход. Другими словами, постукивание по названию может облегчить клиенту сам процесс «рассказывания истории».
На первом уровне проводится вводная лекция, рассказывается о том, как можно использовать ТЭС для снятия заряда с определенных событий прошлого. Студентам рекомендуется потренироваться в определении короткой сцены (желательно только с одним эмоциональным крещендо), постукивая по названию до тех пор, пока интенсивность не снизится, насколько это возможно, затем рассказывая историю и тщательно постукивая по любому появляющемуся крещендо (обрабатывая его как аспект). На первом уровне учащиеся узнают, почему настолько важно избегать деталей истории до тех пор, пока эмоциональная интенсивность названия не снизится настолько, насколько это возможно. Рассказывается о том, что фильм/ историю можно рассказывать про себя, когда произносятся только заголовок и короткие фразы для крещендо/моментов интенсивности. Нет необходимости произносить названия крещендо вслух, но практику намного легче обрабатывать их, если клиент таки произносит их вслух.
На втором уровне техника кинофильма\рассказывания истории рассматривается более полноценно, в контексте аккуратного, но при этом тщательного подхода к работе с тревожными воспоминаниями. В дополнение, для дальнейшего использования тщательного подхода на практике, студенты второго уровня также узнают, как можно работать с нюансами и творческими вариациями техники для удовлетворения потребностей клиента.
В ТЭС, когда мы постукиваем по периферийным аспектам потенциально интенсивной проблемы (включая конкретное событие из прошлого), пытаясь работать как можно мягче, мы «подкрадываемся». «Подкрадывание» — это стратегия осторожного подхода к проблеме, с целью минимизировать уровень боли и/или страданий для клиента. Подкрадывание – это система аккуратных подходов (Техника бесчувственной травмы и Телесные ощущения), по мере необходимости используемая в ТЭС для снижения или минимизации эмоциональной интенсивности. Задача состоит в том, чтобы устранить остроту проблемы заранее, до того, как она сможет навредить клиенту при обработке. Одним из примеров «Подкрадывания» является постукивание по точным словам клиента о его дальнейших действиях (например, «Я боюсь туда идти») до тех пор, пока интенсивность не снизится настолько, насколько это возможно, и/или пока не возникнут другие (более периферийные) аспекты. Существует и другой подход, «ускользание» — это когда нам нужно отступить от интенсивных эмоций или деталей, чтобы процесс оставался плавным и мягким, а главное – безопасным.
Когда практик просит клиента угадать, насколько серьезной была бы проблема, если бы он мог вообразить, настроиться или описать ее, это называется «Техникой бесчувственной травмы». Техника бесчувственной травмы, также называемая «угадыванием», является еще одним осторожным способом «подкрадывания». Клиент пытается угадать, каким был бы уровень интенсивности, если бы он подумал о проблеме. Техника бесчувственной травмы также является формой «защитного дистанцирования» – стратегией умышленного постукивания «на расстоянии», с целью обеспечить большую безопасность, комфорт и/или снять эмоциональную напряженность. Она может также использоваться в комбинации с другими методами для повышения аккуратности\осторожности работы. Например, практик может сказать: «Если бы вы сосредоточились только на названии этого фильма, насколько интенсивным было бы ощущение?». Более детальным вариантом может быть следующий вопрос: «Представьте, что эта проблема находится на другой стороне, там, за горой. Если она там, какой у нее эмоциональный заряд?». Техника бесчувственной травмы может также включать в себя «помещение проблемы в безопасный контейнер», если самой техники недостаточно (и интенсивность не спадает), но на конец сеанса нужно сделать паузу и запечатать проблему на время (см. 2.15 «Техника коробки»).
Принципы защитного дистанцирования иногда подаются на семинарах в вариациях, таких как как «Техника коробки» или «Техника контейнера». При так называемом «упаковывании в коробку» событие помещается в «контейнер», клиент намеренно это делает под контролем практика, после чего событие безопасно помещается в любое место, которое клиент и выбирает. Техника коробки – очень ценная техника дистанцирования, которая особенно хороша для учеников, ориентированных на зрительное восприятие. Она дает дополнительное преимущество, на определенное время возвращая клиенту контроль над тревожным событием или воспоминанием. Такой тип «сдерживания» может быть использован каждый раз, когда необходимо снизить эмоциональную напряженность. Например, практик может сказать: «Если бы прямо сейчас на какое-то время вы смогли поместить этот вопрос в безопасное место или контейнер, как выглядел бы этот контейнер?» Или «Где бы вы хотели, чтобы эта коробка находилась?» Метод коробки — это один из способов эффективного закрытия проблемы, устранения оставшейся интенсивности или безопасного завершение сеанса ТЭС. Среди других способов закрытия – творческое «простукивание» оставшейся интенсивности, помещение проблемы в закрытый контейнер в выбранном клиентом безопасном месте (дно океана, Марс, и т. д.), или замораживание события в памяти. Постукивание на аспектах коробки также может являться метафорой, понижая эмоциональную интенсивность (например, «несмотря на то, что эта коробка такая большая и тяжелая, я глубоко и полностью…).
В случаях, когда человек способен описать физиологическое осознание эмоциональной напряженности (например, «страх в моем животе» или «чувство стеснения в горле), при постукивании слова клиента могут использоваться в качестве фразы-напоминания, с целью уменьшить интенсивность ощущений. Помогать клиенту осознать, на что его субъективное переживание похоже или как ощущается в теле, – один из способов аккуратной и мягкой работы, ведь таким образом мы можем помочь снизить эмоциональную напряженность, положительно повлиять на симптомы, и не только. Среди примеров таких фраз можно перечислить следующие: «Этот кусок железа в моих плечах», «Это приятное, словно розовое, чувство в моей груди», «Этот черный стальной шарик гнева в моем животе», «Ощущение жидкости в руках», «Словно куча кирпичей на моих плечах». Все это примеры субъективного осознания человеком его телесных ощущений. Если кому-то не так просто воспринять телесные ощущения, значит, человек может быть крайне отдаленным от эмоций, или же это просто может служить признаком того, что клиент не привык реагировать на физиологическую информацию. В таком случае может быть полезно попросить клиента ощутить свои ноги на полу или сосредоточиться на том, как он чувствует себя, сидя на стуле, или попробовать ощутить руки, сложенные на собственных бедрах. Часто бывает полезно спросить клиента: «Если бы боль имела форму, какой бы она была?», или часто бывает полезно попросить клиента представить какое-то телесное ощущение, потому что для этого он будет использовать свой собственный опыт. И необходимость задавтаь последующие вопросы, или же изменить подход, всецело зависят от терпения и навыков практика.
В случаях, когда ТЭС применяется к нескольким определенным событиям прошлого или аспектам, возникает интересный и полезный феномен: события или аспекты, аналогичные тому, что находится в обработке, могут также терять свой эмоциональный заряд, даже если напрямую к ним не обращаются. Другими словами, умелое использование ТЭС может вызвать эффект обобщения во многих похожих аспектах. Это очередная причина того, почему ТЭС настолько хорошо и успешно работает – не нужно применять технику ко всем, или даже ко многим определенным событиям прошлого или аспектам, чтобы получить положительный и продолжительный результат. Тем не менее, все это зависит от каждого конкретного клиента, истории, проблемы, и т. д. Суть техники «Погоня за болью» в том, что физиологический симптом, как кажется клиенту, движется по всему телу, и мы «преследуем» его, постукивая по любых нововыявленных аспектах. Например, боль в плече может начаться в середине спины и после нескольких циклов постукивания перейти на руку. Мы применяем ТЭС к каждому аспекту боли (см. 2.25 «Погоня за болью»).
Заимствование результатов – это одновременно стратегия ТЭС и феномен, возникающий в практике ТЭС. В качестве стратегии для практиков заимствование результатов подразумевает желание поработать над собственной конкретной проблемой прежде, чем мы полностью приступим к помощи клиенту, обрабатывая его проблему, похожую на нашу. После постукивания с клиентом мы часто обнаруживаем снижение эмоциональной интенсивности (или когнитивного сдвига) в нашей проблеме, даже если при постукивании мы ни слова о ней не говорили. Заимствование результатов можно легко использовать в групповой среде (например, во время демонстрации) или путем прослушивания аудио, видео-материалов или во время вебинаров. Мы также можем намеренно «заимствовать результаты» от наших собственных сеансов с другими, идентифицируя конкретную проблему и измеряя интенсивность до и после нашей работы. Феномен заимствования результатов может также возникнуть во время сеанса ТЭС, когда чья-то проблема является отражением нашей собственной.
Умелое использование ТЭС называется «Искусством предоставления» или «Искусством подачи». Этот термин был придуман разработчиком ТЭС Гэри Крейгом для описания того, что происходит, когда человек выходит за рамки механического применения ТЭС и становится более искусным практиком. EFT International более конкретно определяет «Искусство предоставления» с точки зрения результатов обучения второго и третьего уровней: По мнению EFT International, умение применять ТЭС развивается прежде всего после того, как студент завершает соответствующий уровень обучения и начинает активно заниматься практикой – в идеале, под надзором наставника. Другими словами, мы можем изучить механику ТЭС в классе (и начать применять ее на практике), но искусство подачи основано на качестве и последовательности нашей практики, в сочетании с дополнительным обучением, включая ряд реальных ситуаций, людей и проблем. В таком случае, «Искусство предоставления ТЭС» второго уровня определяется (согласно сертификации «Практик») как «компетентное, профессиональное и индивидуальное применение основополагающих навыков ТЭС». «Искусство предоставления» третьего уровня включает в себя это определение и расширяет его (согласно сертификации «Продвинутого специалиста»), включая: «Детализированное, практичное, творческое и адаптивное применение основополагающих и продвинутых элементов ТЭС».
Когнитивные сдвиги, или рефрейминг клиента, происходят в случаях, когда клиент начинает видеть свою проблему по-другому или в ином контексте, и обычно это происходит после тщательного изучения аспектов или после систематического рассмотрения основных проблем и конкретных событий прошлого. Когнитивные сдвиги могут быть включены в ТЭС, когда мы заменяем часть настройки, отвечающую за принятие, словами клиента (например, «Несмотря на том, что у меня есть эта проблема, я понимаю, что на самом деле я не виноват») или используя эти слова в последовательности (например, макушка, «Эта проблема», бровь, «Эта проблема», сбоку глаза, «Я понимаю, что на самом деле я не виноват», под глазом, «Эта проблема была не по моей вине», и т. д.). Иногда практик ТЭС может предложить клиенту применить его собственный «рефрейм». Например, практик может начать вместо клиента, «дело в том, что …», и клиент ответит, сказав что-то по типу: «дело в том, что … я просто не мог этого знать, ведь мне было всего пять лет». В этом примере наблюдается когнитивный сдвиг («я просто не мог знать»), но также мы видим и осознание «ведь мне было всего пять лет », которое и является рефреймингом ситуации. Это изменение в перспективе было инициировано практиком, но возникло у клиента, благодаря его собственным словам.
В ТЭС рефрейминг происходит тогда, когда практик ТЭС предлагает клиенту слова, способные помочь по-другому увидеть собственную проблему, текущую ситуацию, ситуацию из прошлого, и т. д., и включить их в процесс постукивания. Рефреймы могут быть особенно полезны в случаях, когда клиент показывает готовность к изменению перспективы после снижения уровня интенсивности проблемы (до уровня трех, или менее). Для успешной работы рефреймы должны «приземляться» – клиент должен их принимать. Чтобы максимизировать вероятность того, что рефрейм подойдет клиенту, он должен быть своевременным, уместным и использоваться с учетом взаимосвязи между клиентом и практиком. Необходимо проявлять большую осторожность, предлагая клиенту мысль, которая не пришла непосредственно от него, и важно обратить особое внимание на то, готов клиент принять эту новую идею, или нет. Если существуют сомнения, практик должен спросить (например, «Я правильно говорю?», или «Я использовал свои слова, а не ваши. Как бы лучше сказать?», или «Вам это подходит? Как бы вы изменили эти слова, чтобы они подходили вам?»).
При использовании рефрейминга практик либо заменяет часть настройки предложением по-другому взглянуть на ситуацию (например, «Несмотря на то, что у меня есть эта проблема, тогда было так, а сейчас иначе»), либо включает это предложение в последовательность (например, макушка, «У меня есть эта проблема», брови, «Но тогда было так, а сейчас иначе…», и т. д.). Термин «хаотичный рефрейм» был придуман Гэри Крейгом для описания ситуаций, когда практик импровизирует, внедряя в последовательность различные рефреймы (например, макушка, «тогда было так, а сейчас иначе», бровь, «Я никогда этого не переживу», сбоку глаза, «И вы меня не заставите», под глазом, «я хочу это преодолеть», под носом, «но одна часть меня хочет, а другая – нет»). Юмористические или преувеличенные рефреймы, подобные приведенному выше примеру, могут быть полезны только в тех случаях, если выполнен грамотный подход к взаимосвязи и таймингу . Вот пример юмористического, преувеличенного рефрейма, который успешно сработал, ведь была проведена тщательная работа над ключевыми проблемами и конкретными событиями из прошлого, и расстановка по времени также была правильной (то есть клиент указал на готовность раскрыть ситуацию): «Несмотря на то, что в старшей школе я научился никогда не доверять отношениям, я и дальше верить советам шестнадцатилетнего подростка, потому что шестнадцатилетние знают об отношениях все, что нужно знать взрослому человеку». Время имеет решающее значение, так как рефрейм может по-настоящему сработать только тогда, когда клиент на самом деле готов его принять – обычно после тщательного и последовательного проведения ТЭС. Некоторые рефреймы срабатывают с конкретным клиентом, а другие нет. Во многих случаях ничего страшного не случится, если вы предложите рефрейм, и он не сработает, так как практик может вернуться к отражению слов клиента и включению его рефреймов в таппинг. В худшем случае неправильный рефрейм (использованный в неподходящее время) или переизбыток рефрейминга может фактически испортить взаимосвязь. Обычно это происходит потому, что практик перестает слушать и понимать потребности и субъективный опыт клиента. EFT International рекомендует использовать рефрейминг с осторожностью, по возможности уделяя особое внимание использованию собственных рефреймов. Если наблюдается переизбыток рефрейминга, практик должен задаться вопросом, не упускаются ли возможности поработать с тем, что дает ему клиент.
Взаимосвязь — это качество связи между практиком и клиентом (или между наставником и учеником). В целом, взаимосвязь предполагает настройку на одну волну с другим человеком, а калибровка (см. 2.9) — это то, как сохранять эту взаимосвязь, наблюдая, обращая внимание и приспосабливаясь к определенным сигналам. С клиентами следует внимательно и осторожно строить качественные отношения, состоящие из тщательного слушания, внимательного наблюдения, чуткости и осознанности нашей роли во взаимодействии ТЭС. Без этого взаимосвязь невозможно установить, или же, она легко «сломается». Взаимосвязь крепче всего проявляется тогда, когда клиент чувствует, что его понимают, и верит, что практик постоянно находится на его стороне. При наличии сильного взаимопонимания, у практика появляются широкие возможности, он может пробовать разные подходы, делать соответствующие предложения (рефреймы) и подходить ко всем областям взаимодействия с большей симпатией, пониманием и даже юмором. Значимость взаимосвязи невозможно переоценить: успех ТЭС зависит от наличия и поддержания надежного, здорового и продуманного взаимодействия, и в интересах всех сторон следует поддерживать (или иногда восстанавливать) взаимосвязь, при любых обстоятельствах действуя этично и профессионально – с большим вниманием и заботой об отношениях и качестве связи.
В практике ТЭС абреакции — это нормальные, но интенсивные эмоциональные реакции, когда клиент испытывает сильные эмоции или просто одержим каким-то чувством. Они часто проявляются в виде заметного увеличения отрицательной эмоциональной интенсивности (неконтролируемый плач, отсоединенность от эмоций, и т. д.). Шанс абреакций можно свести к минимуму или избежать благодаря внимательному и осторожному применению базовых навыков ТЭС, особенно что касается взаимосвязи и мягких, аккуратных техник. Иногда абрекции (или сильные эмоции) все равно происходят, несмотря на все наши усилия, и речь идет об интенсивности значительно выше, чем те, с которой клиент или практикующий врач может безопасно и уверенно справиться (см. 2.28 «Не ходите туда, где вам не место»). Когда происходит абрекция, несмотря на всю осторожность, мы должны сохранять спокойствие и продолжать постукивать до тех пор, пока эмоциональная интенсивность не будет нейтрализована. Кроме того, в некоторых случаях, когда клиент говорит или как-либо указывает, что «проверяет» свои эмоции, впервые говорит о сложном случае, может потребоваться более высокий набор навыков или опыт работы, чтобы помочь клиенту безопасно подойти к ситуации. При наличии сомнений практики должны обращаться к своим более опытным коллегам, обученным справляться с такими обстоятельствами.
Когда мы регулярно и последовательно применяем ТЭС на самих себе, то не только чувствуем себя лучше, но и устраняем возможные препятствия и «триггеры», которые могут помешать качественной подаче ТЭС нашим клиентам. Успешно постукивая на себе (на проблемах или триггерах, которые возникают профессионально при работе с клиентами и межличностно при работе с друзьями, семьей), мы развиваем и поддерживаем соответствие между тем, что можем сделать на словах, и тем, на что на самом деле способны. Активно обрабатывая «наши собственные проблемы», постукивая самостоятельно, вместе с собеседником, или с практиком ТЭС, мы значительно повышаем уровень нашей осведомленности и можем более естественно и легко отдаваться процессу полностью, точно оценивать каждую ситуацию, быть объективными, непредвзятыми и свободными от наших собственных проблем, в дополнение к другим положительным преимуществам. Мастерство ТЭС приходит, в частности, от постоянной качественной самостоятельной работы и усердного, последовательного и, чаще всего, творческого повседневного применения основополагающих навыков и стратегий ТЭС (см. 2.31 «Процедура личного успокоения»). Постоянная эффективная работа вместе с более опытным практиком также играет роль в нашей способности более четко видеть свои способности (и самих себя).
Погоня за болью – это процесс определения и последующего физического ощущения, которое может двигаться или изменяться в теле. Работа с телесными ощущениями является одним из наиболее распространенных подходов в использовании ТЭС (см. 2.16 «Телесные ощущения»). Погоня за болью также может рассматривается как относительно аккуратный подход, способный помочь выявить проблему (см. 2.13 «Подкрадывание»). Как следует из названия, человек «гонится» за физическим ощущением в своем теле – будь то просто физическое ощущение, дискомфорт или реальная боль – куда бы она не перемещалась и как бы не менялась. Терпеливое и усердное использование погони за болью в теле часто будет приводить к обнаружению и/или освобождению основной эмоции или «способствующей» эмоциональной проблемы. Полезный совет: Постукивание с конкретными описаниями по физическим ощущениям намного полезнее, чем использование общих (то есть, глобальных) фраз. Использование связанных медицинских терминов, если такие имеются, также может быть полезным. Как правило, собственные описания клиента работают лучше всего.
Получите как можно более конкретное описание этого физического ощущения … где именно, насколько сильно, насколько глубоко, насколько обширно, резко, тускло, покалывает, режет, и т. д. Попросите клиента (даже если клиент – это вы) оценить физические ощущения по шкале от нудя до десяти. Используйте на физических ощущениях стандартный протокол ТЭС, до тех пор, пока они не пройдут или не изменят свое положение\силу (например, «Несмотря на то, что я чувствую в шее это давление…»). Продолжайте высвобождать различные версии боли, пока она полностью не исчезнет или пока ощущение не будет «настолько слабым, насколько это возможно» Наконец, проверьте уровень интенсивности основной эмоциональной проблемы/события и, скорее всего, вы заметите значительное улучшение. Если нет, ищите другие ракурсы проблемы/события, и решайте их…
Эффект высшей точки – это термин, придуманный Роджером Каллаханом для описания когнитивного диссонанса при переменах. В ТЭС изменения происходят так быстро, и постукивание может быть настолько чуждым убеждениям клиента, что результаты, полученные в ходе сеанса, клиент готов списать практически на все, кроме таппинга. Это может проявляться в отрицании или нежелании осознать исходную серьезность проблемы или приписать ее другим причинам или усилиям эту проблему решить. Существование эффект высшей точки – еще одна причина для тщательного тестирования и ведения заметок, ведь так мы можем продемонстрировать, что было до, и что стало после применения таппинга.
«Через меня, а не мной» — это принцип, придуманный разработчиком ТЭС Гэри Крейгом. Когда мы полностью отдаемся сеансу с клиентом, мы можем отказаться от своей собственных мыслей и проблем и работать лишь с тем, что раскрывает перед нами клиент – мы можем улучшить процесс, позволяя проблеме проходить через нас, а не быть нами. Эта концепция является напоминанием практикам о том, чтобы они доверяли процессу ТЭС и позволяли постукиванию выполнять всю работу, не вмешиваясь.
Изучение использования ТЭС не обязательно наделяет человека правом работать с определенными группами людей, которым они не могут помочь. Например, если у кого-то наличествует серьезное психическое состояние, включая расстройства зависимости, ТЭС может быть безопасным, только если человек работает вместе с человеком, обладающим не только сертификатом ТЭС, но и квалификацией в области психиатрии или клинической психологии. Это еще одна причина, по которой нужно получить от клиента полную историю, и помимо того, что практик спрашивает клиента о его истории, он также интересуется состоянием здоровья и последними методами лечения, а также психиатрическими диагнозами и назначениями. Мы также должны быть начеку и следить за симптомами состояний, о которых клиент мог промолчать. Неопытным практикам не следует даже рассматривать возможность работы с людьми с серьезными травмами, пока они не пройдут дополнительное обучение по установлению безопасной основы, и до тех пор, пока не будут достаточно опытными для таких сложных случаев. Также важно, чтобы мы, даже неумышленно, никого не поощряли использовать ТЭС вместо обычной медицинской оценки и лечения. ТЭС хоть и может быть чрезвычайно полезным дополнительным ресурсом во многих медицинских ситуациях, но все же, не всегда. Например, кто-то может решить пройти химиотерапию от рака и постукивать по своих чувствах касательно рака и побочных эффектов химиотерапии. Если мы сомневаемся в пригодности ТЭС, отталкиваясь от состояния физического\психического здоровья клиента, мы можем, попросив разрешения, запросить мнение их лечащего врача или консультанта, чтобы защитить как клиента, так и нас самих. Мы также можем обратиться, например, к психиатру или другому человеку с соответствующей квалификацией.
Как практику понять, стоит ли работать с человеком, или лучше передать этого клиента кому-то другому? Одна из самых больших проблем тут заключается в том, что мы не знаем, чего нам не рассказывают. Очень важной является способность справляться с интенсивностью – и речь идет как о способности клиента, так и способности практика. С точки зрения клиента, существуют различные факторы, например, в случаях хронического насилия и детской травмы, тяжелых состояний физического здоровья или тяжелых состояний психического здоровья человек не способен справляться с интенсивностью. Однако бывают и клиенты без серьезных диагнозов или воспоминаний о травме, у которых все равно очень низкая способность справляться с интенсивностью, а также клиенты с историей травмы или тяжелыми психическими, или физическими состояниями, обладающие высокой способностью справляться с интенсивностью. Поэтому важно: • Проверять общие факторы, указывающие на низкую способность. • Напрямую спрашивать клиента о его способностях. Например, практик может спросить, что делает клиент, чтобы чувствовать себя лучше, если чувствует себя очень злым или расстроенным. Практик может спросить, как именно сильные эмоции влияют на человека. Практик может спросить, какую поддержку обычно человеку оказывают близкие в таких случаях. Исходя из этого, практик может многое узнать о способности клиента справляться с интенсивностью. Если клиент не способен справляться с интенсивностью достаточно хорошо, то практик обязан учитывать, насколько он сам способен справляться с возможными эмоциональными всплесками клиента во время сеансов. Собственные способности практика часто гораздо сложнее измерить, так как они требуют высокой степени самосознания и принятия собственных ограничений. Во-первых, если у клиента сложный диагноз, тяжелая или комплексная травма, практику следует понимать, насколько он осведомлен в этой области и в случае, если что-то окажется для клиента слишком тяжелым с точки зрения эмоций, как он отреагирует? Во-вторых, какова способность практика управлять, удерживать и успокаивать другого человека, не подвергаясь негативному воздействию? Если честный ответ на один или оба этих вопроса: «Не знаю» или «Не уверен», тогда практику следует задуматься, следует ли работать с этим клиентом. Наставник может помочь практику развить собственную устойчивость и способность управлять, удерживать или успокаивать клиента в случаях высокой эмоциональной интенсивности.
Психологическая реверсия (или же просто ПР) – это термин, введенный во времена Роджера Каллахана для описания любого конфликта (или блокировки) в энергетической системе человека ИЛИ подсознательного сопротивления, которое может препятствовать процессу постукивания. Первоначально, фраза настройки была разработана с целью исправлять эту «блокировку» и позволять временную коррекцию энергетического потока, постукивая по определенным меридианным точкам. Например, постукивание по точке «ребро ладони» и противопоставление «несмотря на то, что у меня есть эта проблема», с последующим утверждением «я глубоко и полностью принимаю себя» было разработано, чтобы ТЭС была эффективной даже вопреки психологической реверсии. Термин «реверсия» ссылается на концепцию смены полярности, включая формы токсичности в окружающей среде, которые могут нанести ущерб процессу ТЭС.
В последние годы среди опытных профессионалов ТЭС (включая разработчика ТЭС Гэри Крейга) общепринято, что «реверсии» лучше всего идентифицировать и рассматривать как отдельные аспекты. Следовательно, EFT International определяет реверсии как определенную группу аспектов, способных негативно повлиять на процесс ТЭС. Они могут быть сознательными или подсознательными и включать вторичные выгоды, сопротивление, противоречивые убеждения или защитные элементы, которые стоят на пути прогресса. Когда продвижение ТЭС происходит медленно или вообще застопорилось (то есть не падают уровни интенсивности, возвращается эмоциональная интенсивность, или проблемы ощутимо не меняются), в этом часто виноваты именно реверсии (то есть, скрытые аспекты).
Реверсиями могут быть мысли и страхи о том, что случится, если мы избавимся от проблемы или добьемся успеха, которого так желали. И наоборот, если часть из нас осознает выгоду от того, чтобы проблема сохранялась, как только будет выявлена реверсия, с ней можно справиться с помощью ТЭС. Реверсии также могут включать в себя самооценочные мысли, из-за которых мы сами не позволяем себе меняться, как бы мы этого не хотели, либо наоборот, позволяют успешно использовать постукивание для решения проблемы. Например, человек может чувствовать, будто застрял в моделях поведения, которые наносят ему ущерб. К примеру, «я не умею отказывать». Мало того, что это довольно важный вывод или аспект сам по себе, у человека могут быть самооценочные мысли, по типу, «я не могу сказать нет», являющиеся более насущными (более интенсивными), например: «Мне так стыдно за то, что я не умею отказывать». И вероятнее всего, сперва нужно разобраться именно с этим аспектом, а потом приступать к «я не умею отказывать». В другом примере, после постукивания в течение определения времени с небольшим уровнем интенсивности, до трех, или даже нулевым, в конкретном аспекте «рядом с сестрой я кажусь маленькой и незначительной» может возникнуть явное изменение в форме «Черт, нет, я не перестану чувствовать себя маленькой и незначительной! Иначе моей сестре сойдет с рук то, что она сделала!». В данном случае «Я не перестану…» – это явная реверсия, возникшая после постукивания. Этот более интенсивный аспект теперь, вероятно, требует аккуратной и тщательной обработки с ТЭС. (см. 2.10 «Ключевые проблемы»).
Иногда, чтобы заметить реверсию, нужно быть очень и очень внимательными. Ведь они могут действовать под поверхностью ТЭС, и чтобы вывести их на чистую воду, со стороны практика требуются деликатные и умело сформулированные вопросы,. Например, практик может спросить: «Чувствовали вы, что благодаря этой проблеме получаете определенные выгоды?». Этот вопрос, в свою очередь, может помочь клиенту понять, что существуют конкретные причины сложившейся ситуации, и предложить широкий спектр возможностей для ее решения, или «целебные двери» для постукивания. Некоторые распространенные реверсии принимают форму определенных внутренних конфликтов, таких как Не хочу освобождаться от проблемы Не знаю, кто я (как личность) без проблемы Не безопасно быть свободным от проблемы Не разрешаю себе быть свободным от проблемы Не заслуживаю быть свободным от проблемы Некоторые частички меня не хотят быть свободными от проблемы Некоторые частички меня, имеющие отношение к решению проблемы, каким-то образом изолированы от других. Не знаю, как связаться с «предками» без этой проблемы Верю, что если отпущу эту проблему, то приму случившееся, как что-то нормальное, а это не так (или это «сойдет с рук» преступнику). Недостаток самопринятия и любви к себе Самооценка (в том числе, «быть не в порядке», «что-то конкретное в том, чтобы быть не в порядке», «просто не в порядке из-за того, что не в порядке», и т. д.) Некоторые отправные точки для эффективной обработки реверсий: Желание: «Несмотря на то, что я не желаю быть свободным от…» Части: «Несмотря на то, что некоторые части/слои/уровни или времена/фазы меня не желают быть свободными…» Идентичность: «Несмотря на то, что я не знаю, кем я есть (или кем буду) без этой проблемы…» Безопасность: «Несмотря на то, что что я не чувствую себя в безопасности без этой проблемы». Разрешение: «Несмотря на то, что я не разрешаю себе быть свободным». Заслуживание: «Несмотря на то, что я не заслуживаю быть свободным». Изоляция: «Несмотря на то, что некоторые части меня, связанные со свободой от (x), не имеют доступа к этому лечению, я даю им этот доступ сейчас, потому что». Предки: «Несмотря на то, что когда я освобожусь, я не буду знать, как связаться с предками». Признание нормальным: «Несмотря на то, что мне кажется, что если я отпущу (х), я признаю, что это нормально, я могу сделать и наоборот, и при этом, все равно отпустить это.” Принятие: “Несмотря на то, что у меня есть эта проблема.” Иногда, когда люди не знают о существовании какого-либо ограничивающего убеждения, несогласной части или другой важной проблемы, бывает полезно использовать формулу, которая охватывает возможности, но не вызывает сопротивления: • Возможность: “Несмотря на то, что, возможно, какая-то часть меня…». Этот подход может помочь охватить все вероятные базисы проблемы. Существуют также стратегии ТЭС, разработанные для физического исправления реверсий: в оригинальном ТЭС настройка считалась коррекцией психологической реверсии. Дыхательные упражнения на ключице (см. 3.1 «Дыхательное упражнение на ключице») также использовались с этой целью. Стоит отметить, что реверсии часто возникают естественным образом (т.е. после систематического ознакомления со всеми представленными аспектами), когда клиент явно готов распознавать и обрабатывать их. Многие из них действительно сами по себе являются основными проблемами, и каждая требует аккуратного, умелого и тщательного подхода. Помните, что иногда успех ТЭС измеряется миллиметр за миллиметром, а не в «пятиминутных чудесах», о которых постоянно пишут в интернете.
По словам создателя ТЭС Гэри Крейга хвостики – это естественный негативный монолог человека по типу «да, но», который лежит в основе человеческого желания помочь себе. Это обычный саботаж, с которым сталкиваются при попытке изменить что-то важное, и отличный способ найти скрытые возражения, мешающие нам это сделать. Начав с заявленной цели и прислушиваясь к непосредственному появлению хвостиков во время сеансов таппинга, можно найти полезные способы раскрыть ограничивающие убеждения и в дальнейшем избавиться от них. Обращая пристальное внимание на появление фраз «да, но…», часто можно обнаружить истинные причины, по которым человек не желается избавляться от нежелательного поведения или прощаться с негативным воспоминанием.
Процедура личного (персонального) мира является полезным методом решения наших личных проблем при помощи ТЭС. Необходимо составить список всех конкретных сцен или событий, которые вы можете вспомнить, и методически работать с этим списком. Не существует одного рекомендуемого способа упорядочивать воспоминания. Воспоминания могут быть хронологическими, сгруппированными по темам или случайными – главное сохранять безопасность, и начинать с воспоминаний, которые не вызывают сильных эмоций (как при изучении ТЭС). К воспоминаниям можно обращаться в любом выбранном вами порядке (например, начиная по списку или сначала работая с наиболее интенсивными, или наименее интенсивными). Идея состоит в том, чтобы каждую проблему решать как можно более мягко, также, как вы делаете, работая с клиентом. Работая в одиночку, вы можете обнаружить, что нуждаетесь в помощи другого специалиста по ТЭС. Иногда бывает очень полезно использовать энергию и объективность другого, это поможет нам решить сложные проблемы, особенно в отношении ранних и повторяющихся детских травм. Процедура личного мира — это способ систематически использовать ТЭС на самих себе. Это обязательное условие, прежде чем мы начнем профессионально работать с другими, а также способ решать проблемы, которые возникают в нашей личной жизни, после этого их обрабатывая. Процедура включает в себя проработку всех вызванных негативных воспоминаний – по одному за раз – до нейтрализации (до тех пор, пока интенсивность не станет нулевой или настолько низкой, насколько это возможно). Как правило, работа с одним воспоминанием приводит к последующему осознанию другого. Когда это произойдет, добавьте его в список (но одновременно выполняйте работу лишь над одним конкретны воспоминанием). В данном контексте «негативное» воспоминание — это воспоминание, которое мы помним как отрицательное, независимо от того, кажется ли эмоция в данный момент интенсивной или нет. Часто, когда мы начинаем постукивать на воспоминаниях, которые, кажется, имеют нулевой уровень, постукивание возвращает интенсивность этих эмоций и мы переживаем их заново, а затем обрабатываем.
Суррогатное постукивание — это постукивание от имени другого человека, животного или даже молодой версии самого себя. Иногда оно используется для постукивания от имени умершего или человека, находящегося без сознания. Суррогатное постукивание начинается с того, что первым делом вы разбираетесь со своими собственными чувствами по поводу проблемы или поведения другого человека. Полезный мысленный настрой, с которым нужно браться за суррогатное постукивание (как и за сеансы с клиентами) — это «убери себя с дороги». Другими словами, если вы привязаны к определенному результату или еще не определили каких-либо страхов, тревог или других чувств, которые можете испытывать в связи с ситуацией, начинать нужно именно с этого. Как и на любом сеансе ТЭС, когда мы достигаем ясности или состояния спокойствия, улучшается доступ к интуиции и пониманию потребностей и чувств других людей. Есть три подхода к суррогатному постукиванию: • Третье лицо: «Несмотря на то, что он или она…» Примеры: «Несмотря на то, что моя дочь очень волнуется и переживает по поводу университетских выпускных экзаменов на следующей неделе, я люблю и принимаю ее» «Несмотря на то, что мой бывший муж уже два месяца не шлет алименты, я все равно люблю и принимаю его»(Примечание: если же это не так, очень полезно сначала дополнительно поработать над этим чувством, чтобы оно вас не беспокоило – например, я все еще злюсь на своего бывшего мужа). • Второе лицо: «Несмотря на то, что ты». Примеры: «Несмотря на то, что ты действительно переживаешь и испытывашь стресс по поводу экзамена на следующей неделе, я глубоко и полностью люблю тебя, независимо от того, какие оценки ты получишь». «Несмотря на то, что ты должен присылать мне эти платежи, я шлю тебе любовь и поддержку». Первое лицо: «Постукивая от имени____ , несмотря на то, что…». Примеры: «Постукивая от имени своей дочери, несмотря на то, что я очень переживаю из-за экзаменов, я глубоко и полностью люблю и принимаю себя». «Несмотря на то, что я свой бывший муж, и постукиваю от имени (Джона) по поводу своих чувств (-—) (злость, одиночество, и т.д.), я все равно принимаю себя вместе с этими сложными чувствами». Суррогатное постукивание дает прекрасную возможность побыть в коже другого человека, и вы удивитесь, что решите сказать от его имени сами себе. Вот рекомендуемая карта действий для суррогатного постукивания: Работайте над своими проблемами и чувствами (беспокойство, гнев, тревога, контроль, уверенность в том, что вы правы и т. д.) касательно того, как вы хотите поддержать другого человека. Если ваша цель – передать любовь и поддержку, наблюдать этого человека в хорошем здравии, помочь ему быть более внимательным к себе или, если у вас имеются другие полезные намерения – вам нужно быть искренними самими с собой, разобраться в собственных чувствах, или, если это не так, исправить ситуацию Определитесь, будете ли вы использовать точку зрения третьего лица (лиц), второго лица (вас самих) или первого лица (I), постукивая от имени этого человека или животного. В этом случае нет правильного пути, делайте так, как считаете нужным и как чувствуете себя. Когда одна точка зрения кажется законченной, обратите внимание, кажется ли переход к другой правильным этапом. Если да, переходите. После того, как вы затронули каждую из точек зрения, желательно сделать паузу и обратить внимание на любые чувства, ощущения или мысли, которые у вас возникнут. С помощью суррогатного постукивания вы можете повысить свою интуицию в отношении опыта другого человека/животного. Для тщательности рекомендуется внимательно обдумывать описанный выше процесс «3, 2, 1» (третье лицо, второе лицо, первое лицо) каждый раз, когда вы выполняете работу по суррогатному постукиванию. Если вы используете только третье и/или второе лицо, подумайте о необходимости каких-либо дальнейших шагов, чтобы соответствующим образом закрыть сеанс (например, постукивая по своим точкам, и благодаря этого человека, и т.д.). Если вы используете только постукивание от первого лица, подумайте о дальнейшей необходимости закрытия (например, постукивание по точкам, чтобы вернуться в свою собственную энергию). Как пример: «Я больше не (имя), я – это я (имя), и прямо сейчас я возвращаю себе собственную энергию». Можно использовать чередующиеся фразы (например, «я больше не являюсь ______, я возвращаюсь назад, и становлюсь собой», и т. д.). Как и в случае с любым другим методом «дистанционного исцеления», возникают вопросы о «разрешении». Некоторые люди предпочитают получать устное разрешение напрямую. Другие рассматривают суррогатное постукивание как тип молитвы, для которой достаточно вашего собственного доброго или сострадательного намерения. В некоторых методах люди спрашивают о разрешении у «Высшего «Я» другого человека. Только вы сами можете решить, как именно предложить свои благие намерения. Повторимся – суррогатное постукивание не навязывает наши желания другому человеку. Мы лишь предлагаем любовь, внимание и благие намерения ради благополучия других людей – на их собственных условиях.
Дыхательное упражнение на ключице было впервые представлено Роджером Каллаханом и принято Гэри Крейгом. Оно редко используется, но является полезным и мощным инструментом на случаи, когда ТЭС перестает быть эффективным. Дыхательное упражнение на ключице не включено в программы EFT International, но все же, когда ничего не помогает, иногда полезно попробовать именно его. Точки ключицы для этого упражнения расположены немного ниже выемки в ключице, примерно на 2-3 см, и чуть сбоку, тоже примерно на 2-3 см. Упражнение состоит из пяти этапов дыхания: • Нормальное дыхание. Сделайте половину вдоха и удерживайте воздух как минимум в течение семи постукиваний. • Сделайте глубокий вдох и удерживайте воздух как минимум в течение семи постукиваний. Выпустите половину вдоха и опять не дышите как минимум в течение семи постукиваний. Выдохните остальной воздух и опять не дышите как минимум в течение семи постукиваний. • Нормальное дыхание. Коснитесь точки возле одной из ключиц кончиками двух пальцев, затем коснитесь точки гаммы (см. 3.2) на тыльной стороне ладони как минимум семь раз, проходя все стадии дыхания, описанные выше. Затем перейдите на другую сторону и сделайте то же самое еще раз. • Согните эти два пальца и постукивайте по точке на ключице костяшками, пока постукиваете по точке гаммы (см. 3.2) и пройдите пять этапов дыхания. Повторите то же самое на другой стороне. • Смените руки и повторите процесс. Во время этого упражнения не допускайте, чтобы ваши локти касались ваших боков. Не позволяйте также, чтобы какая-либо часть вашей руки, кроме подушечек пальцев или суставов пальцев, касалась вашего тела.
Оригинальная версия ТЭС, предложенная разработчиком ТЭС Гэри Крейгом, включала две дополнительные части, которые в более распространенных коротких версиях техники используются редко. Они подробно описаны ниже. Две дополнительные части называются: Постукивание по точкам на пальцах Добавление процедуры девяти гамм (с использованием точки гаммы) Обе эти процедуры практик должен знать. Время от времени с их помощью можно придать мощности процессу. Они также могут использоваться для повышения гибкости. Все продвинутые практики и тренеры нашего времени порой до сих пор включают эти элементы в свою работу. Ознакомившись с этими дополнениями, вы всегда сможете добавлять их в процесс постукивания каждый раз, как сочтете это необходимым.
1. Сосредоточьтесь на отрицательных эмоциях и оцените их интенсивность по шкале от 0 до 10. 2. Выполните настройку. Постукивая по точке на ребре руки или потерев больное место, повторите три раза фразу настройки: «Несмотря на то, что у меня есть эта [неприятная эмоция], я глубоко и полностью принимаю себя». Постукивайте по оригинальной последовательности, каждый раз повторяя фразу-напоминие: Бровь, сбоку глаза, под глазом, под носом, подбородок, ключица, и под рукой. (В оригинальной последовательности точка на макушке не использовалась). «Эта [неприятная эмоция]». Теперь постукивайте по точкам на пальцах. Постукивайте у основания ногтя на той стороне пальца, которая направлена к телу, начиная с большого пальца, потом указательный, средний и мизинец (вы пропускаете безымянный палец, потому что тот же меридиан простукиваете, используя точку гаммы).
Точка гаммы находится на тыльной стороне ладони между костяшками пальцев, у основания безымянного пальца и мизинца. Для процедуры девяти гамм (она так называется, потому что состоит из девяти шагов), вы непрерывно постукиваете по точке гаммы, выполняя следующие девять шагов: Закройте глаза; Откройте глаза; Проведите глазами до конца вправо (голова остается неподвижной); Проведите глазами до конца влево (голова остается неподвижной); Закатите глаза на 360° в одну сторону, потом в другую сторону; Напевайте мелодию (абсолютно любую, которая вам известна, например, «С днем рожденья тебя»). Посчитайте до пяти; Еще раз напевайте ту же мелодию; Вернитесь к исходной последовательности и еще раз постукивайте по всем точкам, каждый раз проговаривая фразу-напоминание: Точка на брови, эта [неприятная эмоция]; Сбоку глаза, эта [неприятная эмоция] … и т. д. Это полный оригинальный рецепт ТЭС (теперь он называется «Полный базовый рецепт»). Полезный совет: «С днем рождения тебя» – всего лишь предложение. То, с чего вы начинаете, имеет отпечаток, поэтому с осторожностью выбирайте мелодию. Она должна быть простой и короткой, и либо иметь эмоционально нейтральный оттенок, либо вызывать позитивные эмоции. Например, у одного тренера был клиент-музыкант, который напевал первые два такта мелодии своего любимого композитора Ференца Листа.
Процедуру девяти гамм иногда называют «балансировщиком мозга». Движения глаз, напевание (правое полушарие) и счет (левое полушарие) помогают задействовать правую и левую стороны мозга. Эта процедура была частью оригинального базового рецепта ТЭС, но примерно в 1998 году Гэри Крейг отказался от ее применения, когда понял, что можно добиваться отличных результатов и без этого. Но многие практики до сих пор видят пользу в процедуре девяти гамм. Процедура девяти гамм обычно создает приятные эмоции, а также может помочь расслабиться – иногда путем использование в сеансе юмора – особенно при работе с проблемой, которая является постоянной. С точки зрения более широкой области энергетической психологии, процедура девяти гамм сродни популярной модальности, называемой ДПДГ (десенсибилизация и проработка травм движением глаз), созданной доктором Франсин Шапиро. Основной особенностью ДПДГ является стимуляция правого и левого полушарий головного мозга с помощью движений глаз. ДПДГ является методом, основанным на фактических данных, и во многих странах принят в качестве стандартного лечения травм.

Таппинг PRO

Вы получите ПОЛНЫЙ доступ к большому объему материалов по Таппингу: статьям, авторским методикам, скриптам, научным исследованиям, видео и аудио от лучших мировых тренеров. 

PRO

Доступ на 1 месяц
490
  • Доступ ко всем материалам PRO
  •  
  •  

PRO

Доступ на 3 месяца
1250
  • Доступ ко всем материалам
  • Скидка 20% на все книги
  •  

PRO

Доступ на 12 месяцев
4490
  • Доступ ко всем материалам
  • Скидка 30% на все книги
  • Скидка 50% на вебинар