Энергетическая психология, используемая при работе с сиротами Руанды

Барбара Стоун, Лори Лейден и Берт Феллоуз

Краткое содержание

Команда из четырех практикующих специалистов энергетической терапии, возглавляемая доктором Лори Лейден(Lori Leyden), основательницей некоммерческой организации «Исцеление людей всего мира», посетили Руанду 2009 году с целью проведения программ по восстановлению здоровья с двумя группами сирот, переживших геноцид, страдающих от сложного посттравматического расстройства (ПТСР). В данном пилотном исследовании  использовались различные виды методик энергетической психологии (ЭП); переменные показатели, могущие повлиять на результат, отдельно не выделялись, т.к. целью работы команды было принести как можно больше облегчения от страданий. В данную главу включены три примера из практики; в главе рассматривается сложность случившейся ранее травмы, а также симптомы, вызванные ужасными потерями. Также в главу включена оценка результативности и пределов энергетической психологии в лечении симптомов ПТСР, обсуждения долгосрочных потребностей населения Руанды, а также видение исцеления людей по всему миру доктора Лейден.

Ключевые слова: энергетическая психология, ТМП, Терапия мысленных полей, ТАТ, Техника акупунктуры Тапас, геноцид, Руанда, травма, ПТСР, посттравматическое стрессовое расстройство.

Барбара Стоун(Barbara Stone) – доктор наук, независимый социальный работник, специалист энергетической программы Data Center Energy, сертифицированный консультант АКЭП, преподаватель Университета энергетической медицины, психотерапевт, владеющая двумя языками, разработчик процедуры Душевный детектив и автор книги «Невидимые источники: Как лечение травмы из прошлой жизни может освободить ваше настоящее»; имеет ученую степень в клинической психологии. Почтовый адрес для писем: Barbara Stone, 1817 State Route 83, Unit 513, Millersburg, OH 44654, или для электронных сообщений contact@souldetective.net.

Лори Лейден(Lori Leyden) – доктор наук, МДА, психотерапевт, гуманист, автор книги «Пособие по Процессу Благоволения и Руководство по управлению стрессом» и основательница  некоммерческой организации «Исцеление людей всего мира», а также проекта «LIGHT: Руанда»; имеет ученую степень в психонейроиммунологии. Почтовый адрес для писем: Lori Leyden, 2424 De La Vina Street, Unit B, Santa Barbara, CA 93105, или для электронных сообщений  Lori@CreateGlobalHealing.org.

Берт Феллоуз (Bert Fellows)– врач ассистент, почетный руководитель отделения психологической помощи в Центре устранения боли в г. Падьюка, управляющий журналом Исцелитель боли, а также автор/соавтор  более 50-ти опубликованных статей. После 40 лет клинической практики посвятил себя обучению, мировой гуманитарной работе, росту самоосознания, духовным/энергетическим вмешательства и гипнотерапии. Почтовый адрес для писем: Bert Fellows, Pain Management Center of Paducah, 2831 Lone Oak Road, Paducah, KY 42003, или для электронных сообщений bert06@embarqmail.com.

Из-за чего начался геноцид

12 июня 1994 американские жители прилипли к телевизору, смотря новости о гибели Николь Браун Симпсон и Рональда Гольдмана и обвинении О.Дж. Симпсона в их убийстве. А в это время, на расстоянии через Атлантический океан, текли реки крови. Руанда, маленькое государство Центральной Африки, величиной меньше штата Мэриленд; на западе она граничит с Демократической Республикой Конго, на севере – с Угандой, на востоке – с Танзанией, и на юге – с Бурунди. Давнишняя вражда двух народностей Руанды, с похожими языками и похожей культурой, вылилась в гражданскую войну, начавшуюся 6 апреля 1994 года. Началом войны стал сбитый самолет при посадке в столице государства г. Кигали, в котором летели президент Руанды Жювеналь Хабьяримана и президент Бурунди Сиприен Нтярьямира, которые возвращались с мирных переговоров в Танзании.

Гражданская война в Руанде чем-то напоминала библейскую вражду Каина и Авеля, первых двоих детей Адама и Евы. По Библии, Авель, пастух, был больше прославлен за плоды своей работы, чем его брат Каин, земледелец. Каин, жертва несправедливости, разозлился и убил Авеля. В записях шумеров (Ситчин, 2002) история более развернута: Авель месяцами подряд бахвалился перед Каином, что Бог предпочитает его. Издевательства Авеля дошли до того, что он нарушил границы и использовал оросительные канавы Каина для того, чтобы напоить своих овец. Каин в ярости ударил Авеля камнем по голове, и убил его.

Пастухи против земледельцев

Конфликт между двумя крупнейшими народностями Руанды, тутси и хуту, продолжается уже много веков. Тутси были пастухами, по росту выше чем земледельцы хуту: средний рост тутси составлял 173 см, в то время как средний рост хуту насчитывал 168 см – более пригодный для работы с обработкой земли рост. Браки между родственниками королевской семьи тутси привел к тому, что короли тутси были ростом более 198 см, а некоторые даже выше 2-х метров (Слотроп, 2011). Как это обычно бывает, правящая элита – меньшинство тутси подавляло народность хуту, составляющую более 88% населения Руанды. Когда в конце первой мировой войны колониальные державы разделили Африку пополам, Руанда отошла к Бельгии. Девизом колониальных держав было разделение и покорение, поэтому бельгийцы подстрекали две народности к продолжению вражды. Они приняли сторону правящих тутси, и использовали их, чтобы те заставили крестьян хуту выделить часть своей земли для выращивания кофе для колонизаторов. Также бельгийцы были заинтересованы евгеникой, и назвали тутси расово превосходящей группой, т.к. из черепа были больше, рост выше и кожа светлее, чем у хуту. Бельгийцы измерили черепа людей, и выдали каждому жителю идентификационную карту Тутси, Хуту или Тва («История Руанды», дата не указана). Пигмеи тва составляют всего около 1% населения Руанды («Гражданская война в Руанде», дата не указана). Когда женились представители разных групп, этническая принадлежность ребенка определялась по отцу. Одновременно с внутренними конфликтами, в Африке поднимался протест против колонизаторов. Этнические разделения вызывали гнев у короля Руанды Рудахигвы Мутары III, который принял христианское имя Чарльз. Он хотел прекратить принудительный труд и освободиться от бельгийских колонизаторов (Стивен, 2008). В июле 1959 года Король Рудахигва Мутара III внезапно умер от плановой вакцинации. Журналисты обвиняли в его смерти Бельгию. «Хотя убийство было замаскировано под медицинскую случайность его врачом, Джулиеном Винком, в действительности бельгийцы устранили короля» (Стивен, 2008). В стране начался беспорядок; бельгийцы отступили и власть перешла к этническому большинству хуту. Тысячи тутси были убиты, еще большее количество покинуло страну, что положило начало периоду «Крестьянской революции хуту», длящемуся с 1969 по 1961 год. Этот период положил конец доминированию тутси. Руанда провозгласила себя республикой в 1961 году, а в 1962 был избран первый президент Руанды Грегуар Кайибанда, лидер основной политической партии Пармехуту («Профиль Руанды», 2013). «К 1962 году, когда Руанда приобрела независимость, 120 000 человек (преимущественно тутси) убежали в соседние государства, чтобы избежать насилия, сопровождающего вхождение хуту во власть» («Программа внешних связей», дата не указана). Несколько представителей тутси позднее создали Руандийский патриотический фронт (РПФ) в соседней Уганде: цель их была – вернуться домой, на родную землю. В это же время, под управлением хуту распространилась коррупция, подрывающая их мирные идей. 5 июля 1973 года армия под управлением генерал-майора Жювеналя Хабьяриманы захватила власть. Армия ликвидировала Национальное собрание, партию Пармехуту и всю политическую активность («Гражданская война в Руанде», дата не указана).

Потребительское сельское хозяйство

Руанду называют «землей тысячи холмов» из-за ее прекрасных покатых холмов. Сельское хозяйство в виде фермерств для собственных нужд – это основной вид экономической активности для страны, т.к. в Руанде нет полезных ископаемых, нефти и других природных богатств кроме плодородной земли. С 1934 по 1989 гг. население Руанды увеличилось с 1,6 миллионов человек до 7,1 миллионов, что вызвало необходимость в выращивании зерновых культур, чтобы прокормить всех. Плотность населения Руанды составляет 408 человек на квадратный километр; самая большая плотность среди всех государств Африки. Перенаселение могло стать одним из факторов гражданской войны (Прунье, 1995).

В 1990 РПФ вторгся в Руанду с западной стороны, Уганды, в попытке вернуть себе родную землю, и заставить президента Хабьяриману разделить власть с меньшинством тутси. Хабирьямана призвал к помощи зарубежные страны, в особенности Францию, и остановил вторжение, параллельно используя его как оправдание настроениям анти-тутси. Радикальное правительство хуту разработало план по полному уничтожению народности тутси в стране. Они предполагали, что если убьют всех тутси, то некому будет и протестовать против их действий. Но каким-то образом они забыли обо всех тех тутси, которые жили в статусе беженцев в соседних странах. Экстремистская группа «Власть хуту» использовала радио, основное средство распространения информации в Руанде, для разжигания национального конфликта. В июне 1993 они запустили новую радиостанцию «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» (RTLMC), которая начала вещание с распространения ненависти в сторону тутси, унижая их человеческое достоинство, называя «тараканами», обвиняя во всех проблемах страны и призывая их к «уничтожению» (Коттон, 2010).

Сложность травм

План геноцида, разработанный хуту, включал в себя уничтожение не только каждого тутси в стране, но и мирно настроенных хуту, которые верили в мирное сосуществование двух групп. Сразу же после убийства президента Руанды, план геноцида был запущен в действие: были приняты «листы смерти» всех и каждого тутси и мирно настроенных хуту.

Убийство, поддерживаемое правительством

Правительство вынудило каждого жителя, так или иначе, участвовать в геноциде. «Или убивай, или будешь убит сам» – такой политикой они наложили вину и ответственность за геноцид на каждого жителя, тем самым, усиливая их психологическую травму (Хатцфельд, 2006). Что должен делать обычный, законопослушный гражданин хуту, если правительство заставляет его, угрожая смертью, убить собственную жену или соседа тутси? Моральная дилемма хорошо продемонстрирована в художественном фильме «Отель «Руанда» (Джордж, 2005), в истории менеджера отеля, Пола Русесабаджины, хуту, которому приказали застрелить свою жену, тутси. К счастью, он нашел способ не выполнить приказ.

Мачете

Метод убийства также наложил свой отпечаток. Т.к. мачете были в доме каждого фермера, и были дешевле ружей, в 1993 году бизнесмен, приближенный к Генералу Хабьяримане, импортировал из Китая мачете на 750 000 долларов, чего было достаточно для каждого третьего мужчины в стране (Мелверн, 2006). Правительство раздало эти мачете гражданским вооруженным группам, называемым «Интерахамве», что означает «те, которые стоят/работают/защищаются/атакуют вместе». Большая часть ответственности за убийства лежит именно на этих группах. Возмущаясь доминированию высокорослых тутси, группы хуту сначала отрезали им ноги, чтобы «сравняться в размере», и продолжали длительный, болезненный, грубый процесс разрубания тела по кусочкам, пока человек не умирал. Из первоначального количества населения около 7,5 миллионов человек всего за 100 дней было убито более одного миллиона, в основном при использовании мачете.

Прочие потери

Еще одним способом унижения человеческого достоинства женщин тутси были систематические изнасилования. По подсчетам от 250 000 до 500 000 женщин и девочек были изнасилованы, и из выживших женщин около 70% заражено ВИЧ. «Почти все женщины, пережившие геноцид либо были жертвами сексуального насилия, либо оно сильно повлияло на них» (Чу и Брувер, 2009).

Некоторые родители сирот, живущих в детском доме, не умерли непосредственно при геноциде, но после него от физических и эмоциональных ран. Один родитель выжил, но стал инвалидом, потерявшим обе руки. Другие пережили физические раны, но сошли с ума от стресса, видя, как убивают их детей и прочих членов семьи.

Завершение геноцида и восстановление страны

РПФ, под предводительством Пола Кагаме, начал действовать, как только начался геноцид, и ворвался в страну со стороны Уганды. РПФ взял контроль над столицей Кигали 4 июля 1994 года, что остановило большую часть убийств, т.к. участвующие в геноциде покинули страну и осели, в основном, в Конго. Война закончилась 16 июля 1994 года. Одним из первых действий Пола Кагаме стало уничтожение идентификационных карт. Теперь все жители Руанды – просто руандцы, без этнических разделений. Инфраструктура была разрушена; Кагаме начал процесс восстановления страны. В 2003 году прошли первые выборы со времени геноцида, и генерал Пол Кагаме занял семилетний президентский срок; в 2010 году он был переизбран 93%  голосующих. «Кагаме изменил свою страну, сделав ее одной из самых быстрорастущих наци­й в Африке, и, в глазах некоторых, образцом экономического и социального развития» (СНН, 2010). После геноцида население Руанды на 70% состояло из женщин; в настоявшее время женщины занимают 56% парламента и владеют 41% бизнеса (Чу и Брувер, 2009). По оценке Госдепартамента США, угроза терроризма в Руанде теперь низкая, и страна является одной из самых безопасных в Африке для посещения.

Ужасные потери

Единственное травмирующие событие типа автоаварии или ограбления называется «легкой травмой», и, как правило, излечивается небольшим количеством сеансов ЭП. Часто травмирующее воспоминание может быть излечено за один сеанс, как отмечено в статистическом отчете Карла Джонсона по работе в  разрушенных войной странах (Johnson и соавторы, 2001). Удивительная статистика в работы доктора Джонсона говорит о том, что из общего числа участников сеансов в Косово, Южной Африке, Руанде и Конго в 337 человек, 334 из них были успешно вылечены. Они сообщили о 1 016 травмах, и 1 023 из них были излечены за один сеанс. Когда травмирующее событие повторялось, например продолжающееся насилие подростка, или когда у человека за раз случается множественная травма, это называется «сложной травмой». Многие из сирот, с которыми мы работали, потеряли не только своих родителей, но и многих, а то и всех, родственников, а иногда полностью семейные ветки. Те же, кто выжили, иногда были настолько травмированы сами, что не могли дать эмоциональной или физической поддержки. Они потеряли чувство безопасности, многие из них все еще боялись за свои жизни в случае возвращения домой. Некоторые лишились здоровья, намеренно зараженные ВИЧ или искалеченные мачете.

Новички нашей гуманитарной группы были подготовлены к ужасам геноцида, но мы не были готовы к чувству волнения и беспомощности, когда поняли какое будущее ждет тех сирот, которые достигли возраста самостоятельной жизни вне детдома. Без семьи, высшего образования, денег и земли в обществе, основанном на потребительском сельском хозяйстве, а также без профессиональных навыков, так необходимых в трудном экономическом положении, большинству учащихся по окончании школы грозила жизнь на улице.  Не было удивительно то, что некоторым учащимся было почти 20 лет, а они никак не могли сдать выпускные экзамены. Хотя бы в детском доме у них была еда, крыша над головой и поддержка работников детдома. Те дети, которые стали главами своих семейств, уже жили на улицах, и боролись за то, чтобы пережить еще один день.

Методы

Мы использовали различные способы установления контакта с сиротами, а также удовлетворения их физических, эмоциональных и духовных потребностей.

Духовная вера

Призыв трансперсональной помощи в форме их христианской веры – это краеугольный камень выздоровления для этих сирот, придающий им силы для жизни в этих невероятно трудных условиях. В начале нашего пути мы прибыли в школу в воскресенье утром. Первым нашим занятием стало поклонение, вместе с учениками и учителями. Только подходя к залу, мы уже слышали музыку и чувствовали дрожание стен! Нам действительно понравилось пение, танцы и инструментальная музыка на богослужении. Самостоятельно тренирующийся хор исполнил для нас прекрасную, душевную музыку.

Директор школы попросил доктора Стоун поговорить с группой во время службы. Она поделилась с ними следующим откровением – о молитве о помощи в 1991 году, когда у нее обнаружили рак груди.

«Я молилась Иисусу, лицу, бывшему для меня лицом Бога, т.к. я выросла в христианской семье, и тут я почувствовала, как он постукивает по моей груди и передает мне завершенную мысль: «Теперь я исцеляю твою душу». Это был первый раз, когда я столкнулась с таппингом, и я почувствовала, как это прикосновение залечило глубокую рану в моей душе. Я не понимала того, что принесла боль моих предков в мое нынешнее воплощение, но прикосновение Господа вылечило мою душу, и я абсолютно четко поняла, что переборю рак. Я так благодарна за свое вернувшееся здоровье; я написала свою докторскую диссертацию на тему влияния эмоциональных факторов на излечение от рака» (Стоун, 1994). Один из ключевых факторов исцеления от рака – это непосредственная встреча с трансперсональной сущностью: Светом, который окажет помощь.

Эмоциональная реакция учеников на ее историю очень впечатлила доктора Стоун. Они поняли принцип обращения к высшим силам для духовной, эмоциональной и физической силы.

Обеспечение едой

Доктор Лейден купила корову, и накрыла стол, на котором были блюда из мяса; сироты едят мясо только несколько раз в год. На нашем семинаре с сиротами, главами семейств, мы устроили обед – большой стимул для посещения семинара, т.к. некоторые из них проводят длительное время вообще без еды. Облегчение травмирующих воспоминаний – это не только энергетический таппинг. Как может голодный человек сосредоточиться на таппинге? Сначала нужно удовлетворить базовые физические подробности.

Вмешательства различными методиками энергетической психологии

В дополнение к «пищевой терапии» мы обучили сирот различным групповым методикам уменьшения стресса. В школе мы провели групповые упражнения по дыханию, центрированию и благодарности. Мы провели йогу смеха в группе, и затем сделали последовательность таппинга на травму геноцида. Мы опросили учеников, чтобы понять, кто из них наиболее сильно нуждался в лечении, и провели индивидуальные сеансы с нуждающимися. В прошлом году доктор Лейден проводила специальные тренинги с преподавателями, в том числе обучение ТЭС, чтобы они могли помочь остальным, когда первая группа уехала. Мы провели дополнительные тренинги, и оставили справочные материалы.

В меньших группах из 33 сирот, глав семейств, в Кигали, наш переводчик начал с разминки в виде пения, танцев и аплодисментов – было очень весело!  В начале мы провели тест ОПСД, и по его результатам определили наиболее травмированных детей. Мы смогли добавить индивидуальные сеансы для восьми наиболее нуждающихся в этом сирот. Мы научили группу диафрагмальному дыханию, йоге, упражнениям на выражение благодарности и йоге смеха. Член команды Берт Феллоуз научил группу модифицированной версии Техники акупунктуры Тапаса (ТАТ), разработанной Тапасом Флемингом  (www.tatlife.com). Затем мы разделили группу надвое; одну группу вела доктор Лейден, проводя упражнение Прощения в Процессе Благоволения, а доктор Стоун научила другую группу последовательности процедур ТМП для лечения травмы от геноцида. Затем мы поменялись группами, чтобы каждый ученик получил оба метода. Мы оставили им ламинированные иллюстрации точек таппинга и последовательности лечения, чтобы они могли продолжать сеансы и после нашего отъезда. Когда доктор Лейден вернулась в детдом на следующий год, изменилась даже сама его атмосфера! Во время нашего посещения в 2009 году, элементом декора была туалетная бумага, свисавшая с перекладин. В 2010, энергия школы была ярче, а в качестве драпировок висели прекрасные матерчатые занавески. Одна ученица рассказала нам об изменениях внутри нее после прикосновений. Она сказала: «Сначала, когда вы сказали мне потереть свое сердце и сказать, что я люблю себя, я не любила себя. Но когда я продолжила делать то, чему вы меня научили, я поняла, что да! Я люблю себя!».

Измерение ПТСР

Системой измерения, которую мы использовали для оценки уровня травмированности сирот,  была переведенная на язык киньярванда система «Отчет о посттравматических симптомах у детей», разработанная Рики Гринвальдом, доктором психологии, основателем и руководителем Института травмы и детской травмы. (Инструмент оценки ОПСД доступен на веб-сайте института www.childtrauma.com). Мы выбрали эту систему измерения, чтобы воспроизвести исследования, ранее проведенные в Руанде командами ТМП, возглавляемыми исследователями Карлом Джонсоном и Каролиной Сакаи. Мы хотели также добавить «Отчет о посттравматических симптомах у родителей (ОПСР), т.к. команда Сакаи обнаружила, что дети стремились преуменьшать собственный уровень стресса, но, учитывая, что родителей не было, наших сирот никто не знал настолько хорошо, чтобы этого было достаточно для проведения этого измерения.

Таблица 1. Средние изменения баллов ОПСД (среднее ± стандартное отклонение) у сирот старших классов детского дома

Объем выборки

N = 34

Предварительный тест ОПСД

34,5 ± 7,7

Последующий тест ОПСД

28,0 ±11,2

Отклонение баллов

6,53 ± 8,75

Среднее процентное уменьшение

18,8%

Значимость

t = 4,348

в < ,001

Тест ОПСД имеет 26 утверждений, отражающих симптомы травмы, депрессии и тревоги. Опрашиваемый отвечает на каждое утверждение следующим образом: нет – 0, немного – 1, сильно – 2, так что максимальное количество баллов в итоге должно составлять 52. Любой счет в 19 и выше баллов означает клинический посттравматический стресс. Пункты теста включают в себя проблемы с концентрацией внимания, переживания о будущем, избегание напоминаний о плохих вещах, которые произошли, бессонницу, физические симптомы, упадок сил, ощущение себя отличающимся от остальных, одиночество, чувство, что ты приносишь несчастье, депрессию и/или нервность.

Результаты

Школа детского дома

Жанетт (все имена изменены в целях конфиденциальности), учащаяся старших классов, которая страдала от глубокой грусти, была очень удивлена, когда оказалась в группе, учащейся самопомощи путем применения методов ЭП. Она верила в то, что о проблеме надо поговорить, и тогда станет легче, но когда кто-то спрашивал ее об ее проблемах, ее захлестывало такое глубокое горе, что она не могла выговорить ни слова. Первым аспектом ее травмы, на котором она хотела сконцентрироваться, было отсутствие постоянного места жительства или места, куда можно было поехать во время школьных каникул, когда она не могла оставаться в приюте. В начале уровень СЕТ составлял 10 пунктов, упав затем прямо до 0 после таппинга ее страхов. Она ушла с широкой улыбкой! Ее первоначальный счет ОПСД составлял 39, а через неделю после нашего вмешательства он упал до 24.

Первоначальный средний счет у сирот школы, с которыми мы работали, составлял 30,9, намного выше базового показателя 19. Из 34 участников, счет которых в начале составил больше 19, и которые завершили тест после проведения вмешательства, первоначальный средний счет составлял 34,5 (см. Таблицу 1). Результаты последующего за вмешательством теста, проведенного через неделю, показали, что средний счет упал до всего лишь 28 (Стоун, Лейден и Феллоуз, 2009).

Сироты, главы семейств

Сироты, бывшие главами семейств, боролись с дополнительным источником стресса – ежедневным поиском еды и пристанища. В этой группе 28 человек с клиническим уровнем ПТСР выполнили предварительный тест. 21 человек выполнили последующие тесты через 1 неделю, 18 человек – через 3 месяца и 10 человек – через 6 месяцев. Первоначальный счет ОПСД в этой группе был несколько выше, чем в школьной, варьируясь от 32,6 до 34,6. Таблица 2 демонстрирует, что участники с повышенными в начале баллами были более мотивированы к завершению тестов в пост-наблюдении.

Общее среднее уменьшение симптомов ПТСР составило 37,3%. Обратите внимание, что дополнительных вмешательств не происходило, но счет ОПСД уверенно снижался; это показатель того, что участники продолжили применять методы самопомощи, основанные на ЭП, которым были обучены. Все полученные результаты были проанализированы, и продемонстрировали статистически значимое улучшение вероятности от <0,009 до <0,001 (Стоун, Лейден и Феллоуз, 2010).

Таблица 2. Среднее уменьшение симптомов ПТСР у сирот, глав семейств

Баллы ПТСР

N = 28 из 33

N = 21 опрашиваемый через 1 месяц

N = 18 опрашиваемых через 3 месяца

N = 10 опрашиваемых через 6 месяцев

Средний первоначальный счет ОПСД

32,6

32,7

33,3

34,6

Средний   счет ОПСД через 1 неделю

29,5

30,1

31,9

Средний   счет ОПСД через 3 месяца

27,3

28,8

Средний   счет ОПСД через 6 месяцев

21,7

Травмирующие вспышки в ночное время суток

В детском приюте спальня была организована следующим образом: ученики спали в одной комнате на двухъярусных кроватях, расположенных рядами, с двумя одноместными кроватями, расположенными по бокам, и двумя учениками, спящими на своем отдельном матрасе – в итога в ряду каждого уровня спало четыре человека. В комнате девочек было около 250-ти человек и в комнате мальчиков – около 300. До первого посещения Руанды главой нашей команды Лори Лейден, директор школы сообщил, что хотя бы раз в неделю у кого-то случался ночной кошмар, диссоциация и чувство, что они опять находятся в эпицентре геноцида. Начинал кричать один человек, другие начинали нервничать, и вскоре вся комната билась в истерике; некоторых даже увозили в больницу. В первый свой визит доктор Лейден научила сирот различным методам самопомощи, таким как ТЭС, ТАТ и ее собственного способу, который она называет Процесс Благоволения. Директор школы сообщила, что после этого визита количество ночных происшествий упало на 90%.

Три примера из практики от доктора Стоун

Нижеследующие примеры из индивидуальной практики доктора Стоун демонстрируют различные аспекты сложности травм и ужасных потерь, перенесенных этими сиротами.

Симона

Симона жила довольно неплохо перед тем, как начался геноцид. Тогда ей было 11 лет, она училась в четвертом классе. Мать, отец и пятеро братьев и сестер Симоны, в т.ч. она сама укрылись в поликлинике, когда вооруженные группы пришли в их деревню. Поликлиника должна была быть безопасным местом, но группа бросила в здание гранату, которая убила почти всех, кто был внутри. Симона не помнит, как выбралась из здания. Ее родители, сестра и трое братьев погибли. Она выбралась из поликлиники и побежала в католическую церковь, которая также должна была быть безопасной. Группы пришли к церкви, и начали убийства. Симона притворилась мертвой; ее бросили среди тел других. На следующее утро она выбралась из-под тел и спряталась в кустах. Вооруженные группы вернулись, но не заметили ее.

Мужчина хуту обнаружил ее, и спрятал вместе с другими детьми, которых охранял, и не выдавал вооруженным группам. Когда пришли солдаты РПФ, они защитили Симону. Через несколько недель она обнаружила, что один из ее братьев спасся. Он был настолько сильно ранен в голову, что не могу ухаживать за собой, и так, в 11 лет, Симона стала главой их оставшейся семьи, ухаживая за собой и своим братом. Он подрастал, но не смог выдержать перенесенные им физические и эмоциональные травмы, и Симона сказала, что «он сошел с ума». Он начал пить, и жил один на улице.

После геноцида Симона не смогла вернуться в школу. В Руанде, как и во многих других странах третьего мира, ученики должны оплачивать обучение и покупать школьную форму. Но Симона жила в нищете, и некому было оплатить ее обучение. В 26 лет она с трудом читала и писала. Она рассказала, что каждый раз, когда ее арендодатель приходил за деньгами за жилье, к ней возвращались воспоминания о геноциде.

Во время нашего сеанса у Симона началась головная боль от воспоминаний взрыва гранат и стрельбы. Мы вернулись в то время, и простучали ее гнев и ярость от ужасных потерь, которые она понесла. К ее удивлению, после таппинга головная боль прошла. Она смогла сказать: «Бог хочет для меня лучшей жизни». Она чувствовала, что т.к. ее родители погибли невинными, они попали на небо. Ей снилось, что вся семья вокруг нее, родители оплачивают ее обучение, и она ходит в школу. Но каждый раз, когда она просыпалась, ей становилось еще хуже, т.к. она понимала, что это все сны, выжил только ее брат, который теперь психически нездоров, и она не может продолжить обучение.

Первоначальный счет ОПСД Симоны составлял 42 из возможных 52. После одной неделе счет упал до 40, после 3-х месяцев – до 39, а после 6-ти месяцев – до 30.

Эстер

Учителя Эстер оценили ее, как одну из наиболее травмированных сирот приюта. У нее возникала частая диссоциация, она убегала в лес, и ее приходилось насильно возвращать. Эстер отказалась приходить на наши групповые сеансы, но пришла на индивидуальный. Я попросила Эстер оценить ее первоначальное расстройство от травмы из-за геноцида по шкале СЕТ от 1 до 10. Эстер сказала, что оценивает свое расстройство в 100, «выше всяких цифр». После возврата к прошлому уровень расстройства снизился до 90.

Мать Эстер была хуту, а отец – тутси. Ее зачали до законного брака, и, когда ее мать была беременна, отец уехал и присоединился к РПФ. Эстер было только 6 лет, когда начался геноцид. Ее мать не тронули, т.к. она была хуту, но т.к. Эстер по отцу была тутси, ее многократно изнасиловали старшие мужчины. Мать Эстер покончила с жизнью через четыре года после окончания геноцида. В возрасте 10 лет Эстер принудили жить в доме, где был один из насильников. Он продолжал насиловать ее, угрожая убить, если она кому-нибудь расскажет. Когда она в итоге рассказала об этом, ее обвинили во всем случившемся. Отец бросил ее и уехал из страны. Эстер некуда было идти; ее принял приют.

Основной причиной ее раны было повторяющееся изнасилование несколькими людьми. После таппинга этой проблемы, ей стало немного легче, но волнение ее все равно ощущалось. Она все еще чувствовала присутствие насильников вокруг нее, и физическую боль в копчике. Мы продолжили работу по исцелению ее поясницы путем применения техники ЭП – раскрывания чакры, совершая движения против часовой стрелке для выпускания травмы и по часовой стрелке для восстановления здоровья нижней части спины. В процессе этого пошел сильный дождь, громко стучащий по крыше над нами. Я попросила ее представить себя стоящей под этим дождем, смывающим с нее всю боль сексуального насилия и восстановления ее невинности. Я научилась этой технике воображения себя под очищающим водопадом от молекулярного биолога и натуропата Адама МакЛеода (2006). Затем мы помолились, благодаря Бога за исцеление ее боли и прося его послать ей четырех спутников-ангелов: по бокам, сверху и снизу. Визуализация принесла ей большое эмоциональное облегчение и полностью излечила ее физическую боль. Мы установили сильную эмпатическую связь.

На следующий день Эстер светилась от радости. Она появилась в группе улыбаясь, смеясь, и даже активно принимала участие! Вся команда заметила это изменение в лучшую сторону. Эстер попросила меня стать ее «бабушкой». Сначала я подумала, что ее просьба означает, что она поняла: мое сердце открылось ей, как собственным внукам. Но переводчик объяснил мне, что Эстер имела в виду установление контакта, обмен электронными письмами, эмоциональную и финансовую поддержку, типа спонсорской программы для ребенка из страны третьего мира. В тот момент, у нас не было установленной спонсорской программы для приюта, и мне пришлось рассказать Эстер, что ни я, ни другой член команды не смогут оказать такую поддержку. Мне было тяжело установить такую границу, но для Эстер это оказалось сокрушительным ударом. Потеря этой надежды соединилась с чувством заброшенности после ухода ее отца и суицидом матери. У большинства других сирот приюта показатели травмы значительно снизились после наших сеансов; у Эстер же они повысились. Ее предварительный счет ОПСД составлял 37, а после случившегося разочарования повысился до 39.

Из случившегося я вынесла для себя серьезный урок. Потребности Эстер были намного выше, чем просто десенситизация травмы с помощью таппинга. Ей нужна была социальная поддержка, профессиональное обучение и финансовая помощь, чтобы выйти в мир после приюта. Ей нужен был постоянный контакт, которого я не могла ей дать.

Хелен

У отца Хелен было семеро детей с ее матерью, и еще несколько от другой жены. Дядя Хелен очень любил ее, занимался ею и оплачивал ее школьное обучение, чтобы она могла получить образование. Вооруженные группы атаковали ее деревню во вторую неделю геноцида, убив ее родителей и нескольких братьев и сестер прямо в доме. Хелен и ее дядя сбежали и спрятались в болотах, пока не услышали, что можно выходить. Когда они вышли с болот, оказалось, что это был обманный трюк: группа сразу схватила их и начала рубить мачете. Хелен потеряла сознание. Группа похоронила их тела в канаве, не позаботившись проверить, живы они или мертвы. Когда Хелен пришла в себя, она была вся в тяжелой грязи и не могла дышать. Когда насекомые стали заползать ей в уши, она попыталась выбраться. Несмотря на то, что ей было всего 8 лет, она все-таки смогла собрать все силы и локтем провертеть дыру в грязи, и выбраться наружу. Когда она наклонилась, то почувствовала, будто ее голова отваливается. До этого момента она не заметила, что ее шея была порезана. Одной рукой держась за лоб, чтобы поддержать голову, она примяла почву, чтобы не было заметно ее шагов, и спряталась в кусты. Тут она услышала крики ее дяди о помощи, и наблюдала за тем, как вернулась группа, нашла ее дядю, и колола его палками через грязь, пока он не умер.

Пять аспектов травмы Хелен

    1. Вина. Она не подумала о том, что надо помочь дяде, потому что она была сильно ранена, и ситуация была небезопасна. Позднее ее стали мучить воспоминания о криках дяди, и его образ, стоящий перед ней. Она сильно любила его, и поэтому чувствовала невероятную вину за то, что не помогла ему.

    2. Навязчивые образы. После того, как Хелен удалось сбежать, ее преследовали образы умершей матери и братьев и сестер. Она вернулась в дом, и накрыла их тела тряпками и листьями бананов. Образы их мертвых тел до сих пор преследовали ее.

    3. Бездомность. После геноцида Хелен жила с выжившей сводной сестрой, которая выгнала ее, когда она достигла зрелости, со словами: «Возвращайся назад, где жила, или покончи с собой, мне все равно». Хелен осталась без дома, и в момент проведения программы, она жила в строящемся доме, который был очень небезопасен.

    4. Шрамы. У Хелен до сих пор были шрамы от мачете на шее, руках и лодыжках, где ей пытались отрубить ноги. Пережившие геноцид стыдятся своих шрамов – признаков «листов смерти».

    5. Изгнание. Т.к. Хелен знала людей, убивших ее семью, она боялась вернуть в родную деревню, думая, что они узнают ее и убьют.

Индивидуальное лечение. Мы начали лечения с таппинга травмы образов ее убитой семьи. Затем мы перешли на вину из-за неоказания помощи дяде. Другие консультанты пытались помочь ей справиться с виной, но она не была способна отпустить ее, пока мы не простучали именно эту проблему, включая таппинг ногтя указательного пальца – точки меридиана толстого кишечника; меридиана, в котором мы храним свою вину (Даймонд, 1985, стр. 134). После таппинга я спросила Хелен, чтобы произошло, если бы она попыталась помочь ему, когда услышала его крики о помощи. Она ответила, что в этом случае группа убила бы и ее, т.к. они вернулись быстро, и у нее не было бы достаточно времени, чтобы помочь ему. Это когнитивное удерживающее вмешательство помогло ей понять, что спасти ее дядю было невозможно.

Затем мы помолились – метод, наиболее используемый Хелен и христианской организацией, в которой мы работали. Хелен молила Бога простить ее за то, что она не спасла дядю, и она почувствовала, что прощена. Так же он молилась о помощи всей своей семье, погибшей при геноциде, в особенности о дяде. Когда она неистово молилась об этом, я молча добавила молитву из моей собственной системы убеждений – молитву Архангелу Михаилу о том, чтобы собрать дух всех тех, кто может еще оставаться на земле, и забрать их в другой мир к их близким (Стоун, 2008). С этим вмешательством Хелен почувствовала сильное эмоциональное изменение, и ноша поднялась с ее плеч. Мы закричали: «Аллилуйя!».

На следующий день Хелен светилась от счастья. Она практиковала технику центрирования всю ночь, и ее точка зрения о ситуации сильно изменилась. В течение нескольких дней доктор Лейден и христианская организация скооперировались и помогли Хелен переселиться в безопасное место.

Первоначальный счет ОПСД Хелен составлял 43 из возможных 52, третий из наивысших в группе из 33 учеников. После одной недели, счет упал до 40, после 3-х месяцев – до 39, и после 6-ти месяцев – до 33.

Метод лечения

ТЭС и ТМП

Изначально Гэри Крейг обучался у психолога Роджера Каллахэна, доктора наук, им разработанному методу, названному Терапия мысленных полей (ТМП; Каллахэн, 2001). Крейг упростил ТМП в Технику Эмоциональной Свободы (ТЭС) для более легкого изучения; ТЭС стала методом ЭП, распространившимся в массы.

Воспроизведение

Один из принципов, по которому оценивается исследование, это возможность воспроизведения. Если двое независимых исследователей, используя одни и те же методы, получают похожие результаты, то подобное изучение воспринимается более серьезно. Т.к. доктор Лейден уже обучила обе группы сирот Руанды методам ТЭС, наша команда повторила процедуру ТМП, которую использовали исследователи К.Джонсон и К. Сакаи. Сакаи опубликовала результаты отличного, успешного изучения сирот Руанды, которое они провели: контролируемое, с использованием списка ожидания, чтобы отделить те улучшения, которые были вызваны только лишь использованием алгоритмов ТМП для лечения травм, ярости, гнева, сексуального насилия и комплекса вины спасшихся (Сакаи, Конноли и Оас, 2010).

Вмешательства, учитывающие культурные особенности

Нам необходимо было оставаться в рамках системы убеждений евангелических христианских организаций, с которыми мы работали. Жители Руанды верили в два метода исцеления. Первый – побуждение человека рассказать всю свою историю от начала до конца, без прерываний. Многие из тех сирот, с которыми мы работали, никому ничего не рассказывали. Мы очень хотели дать возможность высказаться всем, выслушать их, но у нас было мало времени. Мы выбрали наиболее сильно пострадавших сирот и провели с ними индивидуальные сеансы, на которых они могли рассказать все, что пережили. Теория этого метода похожа на принцип гипноза, «вспомнить, значит отпустить». Тем не менее, в случаях сильных травм воспоминание события может спровоцировать необработанные сильные чувства, и заново травмировать пациента. На наших сеансах, когда пациент явно расстраивался, мы применяли энергетический таппинг, чтобы успокоить его и десенсибилизировать травму.

Вторым методом, в который верила группа,  была молитва, призыв власти духовной фигуры Иисуса Христа. Таппинг точек акупрессуры и вызываемое им эмоциональное облегчение не относились к их системе убеждений, поэтому мы добавили два их метода в нашу процедуру, чтобы совместить обе системы убеждений:

    1. После первоначальной оценки по шкале СЕТ, включая невербальный спектр от «веселой рожицы» до «грустной рожицы», мы начали и закончили лечение молитвой.

    2. После первоначальных очищающих случившееся в прошлом (реверса) утверждений о любви и принятии мы добавили две установки, используемые доктором медицины Дэном Бенором  в его комплексной схеме ДиК и ТЭС  (КСДТ): «Иисус любит и принимает меня» и «Бог любит и принимает меня» (см. веб-сайт доктора Бенора www.wholistichealingresearch.com).

Аффирмации против таппинга

Когда энергетические терапии, включающие в себя аффирмации и таппинг, только разрабатывались, изобретатели Роджер Каллахэн и Джон Даймонд разошлись во мнениях, почему же эти методы работали. Психиатр Джон Даймонд верил в то, что решают проблему аффирмации. Психолог Роджер Каллахэн считал, что таппинг нужной точки облегчает нарушенное эмоциональное состояние. По всей видимости, оба метода работают. Если  человек постукивает по нужной точке, негативная эмоция исчезает. Если человек говорит нужную аффирмацию для замены негатива на позитив, негативная эмоция также исчезает. ТЭС использует аффирмации на протяжении процесса таппинга. Последовательность таппинга в ТЭС разработана как единственная последовательность, включающая в себя конечные точки всех основных меридианов, вне зависимости от сущности проблемы. В ТМП не используются аффирмации. Проработав тысячи практических случаев,  Р. Каллахэн определил наиболее вероятную последовательность точек меридианов, необходимых для отмыкания негативной схемы. ТМП напоминает нацеленное на определенную точку ружье. В схеме, которую мы воспроизвели из записей исследователей ТМП (см. Шаг 6 в нижеследующей процедуре ТМП), вы можете увидеть используемые нами точки для каждой негативной эмоции, которая присутствовала у пациента. Если в процессе мы чувствовали, что позиций не хватает, мы иногда добавляли аффирмации.

Терапия мысленных полей (ТМП)

Процедура излечения травм

1. Оцените, насколько вас беспокоит проблема, которую вы выбрали:

Покажите, как сильно вас беспокоит проблема, либо демонстрируя ладонями (чем ближе ладони, тем проблема менее болезненна; чем шире ладони, тем боль сильнее) либо выбрав номер на вышеприведенной картинке от 0 до 10.

2. Помолитесь, прося Бога о помощи и Иисуса войти в ваше сердце и помощь вам исцелиться.

3. Чувствительная зона (сердечный круг).

Положите правую руку на грудь, над сердцем, и растирайте круг по часовой стрелке, говоря в это время:

    • Я принимаю все мои чувства обо всех моих проблемах.

    • Я люблю и принимаю себя (или Как бы мне хотелось любить и принимать себя).

    • Бог любит и принимает меня.

    • Иисус любит и принимает меня.

4. Упражнение на фокусирование.

Засуньте палец в пупок, и одновременно постукивайте или растирайте:

    • Точки обеих ключиц, затем

    • Точку под носом

    • Точку подбородок

(Вы можете выполнять точки под носом и подбородок одновременно).

5. Устранение блокирующих убеждений

Постукивайте по точке Карате, повторяя несколько раз:

    • Неважно, возможно ли мое исцеление от этой травмы или невозможно, я люблю и принимаю себя, и Бог любит и принимает меня.

    • Неважно, безопасно мое исцеление от этой травмы для меня и/или других или небезопасно, я люблю и принимаю себя, и Иисус любит и принимает меня.

    • Неважно, заслуживаю ли я  исцеления от этой травмы или не заслуживаю, я люблю и принимаю себя, и Бог любит и принимает меня.

6. Простучите следующие точки:

Излечиваемая эмоция

Точки таппинга

Возможные аффирмации для первого цикла

Возможные аффирмации после 9 Шагов

Травма

Край брови

Все уже закончилось.

Все уже закончилось.

Под глазом

Под рукой

Ключица

Ярость

Край глаза

Я принимаю всю ярость, которую чувствую по поводу случившегося.

Я прощаю себя за неспособность остановить произошедшее.

Ключица

Гнев

Мизинец

Я принимаю весь мой гнев, который чувствую по поводу случившегося.

Я прощаю себя за неспособность остановить произошедшее.

Ключица

Сексуальное нападение

Средний палец

Я призываю мою жизненную энергию / силу вернуться из прошлого!

Я призываю мою жизненную энергию / силу вернуться из прошлого!

Ключица

Вина

Указательный палец

Я принимаю свою вину за то, что спасся

Я прощаю себя за чувство вины. Я был не виноват в случившемся.

Ключица

7. Проведите процедуру 9 Шагов:

    • Закройте глаза

    • Откройте глаза

    • Направьте взгляд вниз и направо

    • Направьте взгляд вниз и налево

    • Вращайте глазами в одном направлении

    • Вращайте глазами в другом направлении

    • Тихо напойте несколько нот простой мелодии

    • Досчитайте до пяти

    • Еще раз тихо спойте что-нибудь.

8. Простучите еще раз те же самые точки.

9. Еще раз оцените, насколько вас беспокоит проблема.

10. Следующий шаг: Если проблема все еще беспокоит, повторите заново всю процедуру. Если же вы чувствуете улучшение, помолитесь и поблагодарите Бога за исцеление!

Подведение итогов

Таппинговые вмешательства незаменимы для освобождения от травмирующих воспоминаний. Мы увидели значительные эмоциональные улучшения у сирот, принявших методы энергетической психологии, с которыми мы их познакомили. Эмоциональное исцеление – это важная часть процесса восстановления у людей, переживших ужасные потери и сложные травмы; но пережившие такие события люди нуждаются не только в эмоциональном освобождении от травмирующих воспоминаний. Пирамида потребностей Маслоу ставит физические нужды в основание иерархии психологических потребностей. В первую очередь люди нуждаются в еде и укрытии, а уже после этого они могут обратить внимание на следующие уровни потребностей, такие как безопасность, любовь, самооценка и самореализация (Маслоу, 1943). Хотя, будучи в приюте сироты получали все необходимое для удовлетворения физических потребностей, но они знали, что как только они покинут приют, то столкнутся с борьбой за ежедневное выживание, как сироты из Кигали. Мы должны были обеспечить их едой на время проведения обучения энергетической психологии, но всем им нужны были условия, необходимые для возможности самостоятельного обеспечения собственных потребностей в дальнейшей жизни.

Оценка потребностей

Одна из самых прекрасных сторон гуманитарной работы доктора Лейден заключается в том, что она всегда спрашивает людей, с которыми работает, в чем они больше всего нуждаются. В прошлом году наиболее приоритетной потребностью приюта оказалось проведение водопровода. Воду возили вверх по холму на воловьей упряжке из колодца, находящегося на расстоянии трех километров.  Доктор Лейден провела сбор средств на рытье колодца, а член нашей команды Берт Феллоуз был самым крупным вкладчиком этого проекта. Во время нашей поездки в 2009 году приют оценил электричество, как наиболее приоритетную потребность. К 2010 году, доктор Лейден осуществила проведение электричества в классные комнаты; ученики смогли учиться вечером, и даже поставить компьютеры! А самой большой потребностью учеников было получение квалификационных навыков, необходимых для работы за пределами приюта. В ответ на это Лори Лейден запустила проект LIGHT: Руанда (LIGHT расшифровывается как Лидерство, Вдохновение, Глобальное исцеление и Трансформация; смотрите веб-сайт www.projectlightrwanda.com), новый вид гуманитарной помощи, который включает в себя тренинги по исцелению травм, лидерству и навыкам предпринимательской деятельности. В обозримом будущем доктор Лейден видит международные молодежные центры по исцелению по всему миру, их взаимодействие с благотворительными организациями, студентами и представителями бизнеса, а также стремление изменить этот мир к лучшему (см. YouTube видео Project LIGHT Rwanda).

Руководство для гуманитарных работников

    1. Езжайте туда, куда вас приглашают; пусть местные жители обеспечат вам спонсорство и организуют группу людей, которым необходимо лечение.

    2. Изучите историю страны, культуру, катастрофическую ситуацию настолько подробно, насколько это возможно.

    3. Изучите культурные и социальные нормы. Поступайте так, как поступают они, или хотя бы осознавайте, когда переходите границы этих норм, и связанные с этим риски.

    4. Либо изучите язык, на котором говорят участники, либо обеспечьте наличие переводчиков. Если вы используете справочные материалы, переведите их на язык участников.

    5. Все планируйте заранее; по возможности используйте схемы, по которым вы обучаете участников, чтобы ваши программы были самостоятельны.

    6. Будьте готовы к тому, что, несмотря на всю подготовку, вы все равно можете испытать культурный шок. Будьте готовы к любым развитиям событий, планируйте, а также будьте готовы отказаться от всех планов, если того потребуют интересы отдельного человека или группы, с которой вы работаете.

    7. Будьте готовы к погодным условиям, плохому размещению, недостаточному обеспечению едой, недостатку предметов роскоши и плохому Интернету. Гуманитарная работа требует физической подготовки; но она невероятно удовлетворительна и весела! Хорошее физическое здоровье поможет вам быстрее привыкнуть к перемене места. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем, то вам лучше ограничиться финансовыми вложениями или поддержкой из дому.

    8. Изучите собственные проблемы, которые могут быть спровоцированы в процессе работы. Натренируйте навыки ухода за собой, чтобы оставаться в душевном и физическом равновесии в течение всей поездки.

Важность приглашения

Вам обязательно нужно получить приглашение из другой страны. Был случай, когда человек с открытым сердцем выслал команду спасателей на место цунами в Индонезии. Они не смогли даже покинуть самолет, потому что не была заранее организована доставка их до людей, нуждающихся в помощи. Если человек хочет заняться гуманитарной работой в определенной стране, то лучше всего найти в Интернете информацию о негосударственных организациях, которые уже работают на данной территории с похожей миссией, и присоединиться к ним.

Удостоверьтесь, что вы нужны в этой стране, и уважайте ее культуру. Одна христианская организация, действующая из лучших побуждений, провела спасательные работы на месте цунами и собрала денег на постройку приюта для 100 детей, оставшихся полностью сиротами. Намерение было хорошим; но начались протесты против того, чтобы мусульманских детей поместили в евангелическую христианскую организацию. От плана пришлось отказаться.

Подключайтесь и ищите приглашения только от развитых, стабильных организаций, у которых есть ресурсы для мобилизации целевой группы и их поддержки до, во время и после проведения вашей программы.

Удовлетворение базовых потребностей

До тех пор, пока не будут удовлетворены базовые жизненные потребности целевой группы, любое облегчение травмы, скорее всего, будет временным. Именно поэтому важно заручиться поддержкой принимающей организации, которая сможет обеспечить еду, воду, укрытие, одежду, перевозку, медицинскую помощь и социальную поддержку, параллельно с работой специалиста по травмам.

Энергетические вмешательства в первую очередь направлены на облегчение эмоциональных травм с результатом в виде психического и физиологического баланса.

«Первая помощь» простым травмам, работы терапевта и тренера Гуниллы Хамне из проекта «Сеть мирных сердец» была потрясающа. Уровень поддержки, который оказывается пострадавшим социальными структурами, благотворительными и церковными организациями, правительственными программами и другими структурами, определяет качество и долговременность вмешательств. Наилучший план – это подход, задействующий как можно больше аспектов, но не вызывающий ненужной зависимости и нарушения системы ценностей участников или спонсоров.

Работа в команде

Сложности в языковых, культурных и социальных развитиях требуют эмоциональной зрелости и гибкости гуманитарных работников. Если человек едет один, он должен быть чрезвычайно уверен в своих навыках и способности адаптироваться. Групповые поездки обеспечивают большую эмоциональную поддержку при возможных сложностях. Доверяйте мудрости и внутренним способностям к излечению тех, с кем работаете. Станьте им партнерами, и помните, что получите в ответ тоже самое. Вашей наградой станут изменения в их жизни и их благодарность.

Исследования

Очень важно получить информацию о результативности гуманитарных вмешательств, чтобы оценить сам проект. Работники могут собрать данные для пилотного исследования путем, например, записи показаний уровней СЕТ каждого участника до и после вмешательства. Полномасштабное исследование очень сложное и требует одобрения институционального наблюдательного совета (ИНС), которое довольно сложно и дорого получить человеку, не являющемуся работником института с подобным ИНС. В ходе хорошего исследования вмешательство должно быть единственным, систематически применяемым всеми членами команды, например как при исследовании, проведенном Каролиной Сакаи и группой ТМП (Сакаи, Конноли и Оас, 2010), успешные результаты которого были опубликованы. В Руанде им пришлось заручиться поддержкой второго ИНС правительства Руанды, прежде чем им было позволено провести изучение. Также проведение исследования требует финансовых затрат.

Другие долгосрочные проекты, типа проекта доктора Лейден LIGHT: Руанда, более разнообразны, и включают в себя множественные вмешательства для наилучшего обеспечения потребностей целевой группы. Такая модель не очень хорошо вписывается в стандартное научное исследование, для которого необходимо отделить все переменные показатели; но путем разнообразных вмешательств она отвечает многогранным потребностям целевых групп, с которыми работает.

Профессиональная квалификация

Чем больше у тренеров мудрости, обучения и опыта, тем лучше будут полученные результаты. Квалификация типа сертификата ТЭС, АКЭП или профессиональная лицензия в сфере вмешательства – это всегда показатель надежности, открывающий двери негосударственных организаций. Но всегда есть место и обычным людям, если они могут успешно выполнять отведенные им в команде роли. В одной успешной команде был человек, который просто собирал данные.

Категории проектов

Следующие перечень может помочь разделить планирование гуманитарного проекта на четкие категории, и понять общую суть проекта:

    • Долгосрочный / краткосрочный

    • Группа / один человек

    • Первая помощь / продолжающаяся

    • Единственное вмешательство  / множественные вмешательства

    • Исследование  / нет

    • Спонсорство  / без спонсорства

    • Виза  / без визы

Для многих гуманитарных проектов требуются многие месяцы, а то и год подготовительных мероприятий. Удостоверьтесь, что у вас есть необходимое время.

Надежда на мир во всем мире

В процессе организации гуманитарного проекта доктора Лейден «Исцеление людей всего мира» для уменьшения страданий в одном из самых травмирующих мест на планете, мы все были потрясены смелостью и устойчивостью этих удивительных молодых людей. Мы получили больше, чем отдали – их любовь, открытое сердце и благодарность за нашу работу, а также прекрасную, душевную музыку собственного сочинения, которую вы можете услышать в видео доктора Стоун Trauma Healing in Rwanda, размещенного на YouTube. Доктор Лейден говорит в своем видео EFT with Orphan Genocide Survivors in Rwanda: A Create Global Healing Program, размещенном на YouTube: «Эти сироты, пережившие геноцид, вдохновляют меня и заставляют поверить в то, что мировое исцеление возможно. Я поняла, что если они могут простить, то это и дает нам основу для мира во всем мире. Мы сможем распространить их убеждения и прощение по всему миру».   

ТАППИНГ

Подпишитесь на нашу рассылку, и вы получите краткое руководство по Техникам Эмоциональной Свободы.

Таппинг PRO

Вы получите ПОЛНЫЙ доступ к большому объему материалов по Таппингу: статьям, авторским методикам, скриптам, научным исследованиям, видео и аудио от лучших мировых тренеров. 

PRO

Доступ на 1 месяц
490
  • Доступ ко всем материалам PRO
  •  
  •  

PRO

Доступ на 3 месяца
1250
  • Доступ ко всем материалам
  • Скидка 20% на все книги
  •  

PRO

Доступ на 12 месяцев
4490
  • Доступ ко всем материалам
  • Скидка 30% на все книги
  • Скидка 50% на вебинар