Добро пожаловать в Технику свободы во снах (ТСС), легкий метод использования сновидений для быстрого определения неразрешенной эмоциональной проблемы, располагающейся в вашем подсознании, и последующего применения техники энергетической психологии – таппинга – для устранения стресса, вызываемого этой проблемой. В данной главе приводится подробное описание техники вместе полным сценарием ее проведения.
Почему именно сны и энергетическая психология
Психологический процесс исцеления часто начинается с поверхностных проблем, а затем плавно перетекает в разрешение эмоциональных пластов травмы, пока не доберется до первоисточника проблемы. Интеграция энергетической психологии и сновидений дает возможность сразу начинать процесс исцеления с глубокого уровня. Сны фокусируются на более явных неразрешенных эмоциональных проблемах; таким образом, при помощи сновидений в сознание можно переместить те проблемы, которые располагаются в подсознании. С другой стороны, сами по себе сновидения – без участия других терапий – не предназначены для уменьшения эмоционального стресса, который может появиться в ответ на проблему, и не смогут помочь человеку устранить эмоциональные препятствия на пути к исцелению. Энергетическая психология (ЭП), в свою очередь, дополняет сновидения, уменьшая стресс и эмоциональные препятствия на пути к исцелению после определения проблемы. Сочетание этих двух методик объединяет основные их преимущества в одну технику, которую можно применять в форме самопомощи или при помощи специалиста.
Хотя подход, описываемый в данной главе, является впечатляющим инструментом для снижения стресса и работы со сновидениями, он не заменяет тренинг в психотерапии или психологии, а также не предназначен для лечения всех существующих болезней или замены квалифицированной медицинской помощи. Эта техника опирается на воспоминании об эмоциональных инцидентах, визуализацию и ролевые игры, и не должна применяться при лечении пациентов с серьезными расстройствами, которым эта техника может навредить. Мы настоятельно рекомендуем специалистам получать от пациентов четкое согласие на проведение техники, удостоверившись, что они полностью понимают процедуру и согласны на нее. Используйте руководства по этическим принципам авторов Ховер-Крамер (2011), а также Файнштейна и Иден (2011), а также Декларацию по этическим принципам Сновидений, размещенную на веб-сайте Международной ассоциации изучения снов (www.asdreams.org).
Хотя данная глава написана с позиции практикующего специалиста, ее можно с успехом применять для самопомощи путем небольшой адаптации терминологии. Т.к. процедура может применяться как при исцелении отдельных людей, так и групп людей, мы применили обобщающий термин «сновидец».
Принципы Техники свободы во снах (ТСС)
Процедура техники состоит из трех частей. Часть № 1 изучает сон на предмет наличия в нем подсознательных эмоциональных проблем, с которыми пытается справиться сам сон и сновидец, при помощи подхода, основанного на гештальт-терапии; Часть № 2, в которой мы применяем энергетическую работу, а именно таппинг, для уменьшения волнения, связанного с проблемой, и препятствующего исцелению; и Часть № 3, в которой, по мере устранения или ослабления эмоциональных препятствий, мы возвращаемся назад в сон, используя его, чтобы понять, что еще должен предпринять человек, чтобы исцелиться.
Основы работы со сновидениями можно найти в работах «Язык снов» и «Техника свободы во снах» (Хосс, 2005; Хосс и Хосс, 2013) Основы сформулированы в соответствии с естественным путем возникновения сна в спящем мозгу: начинается работа с обнаружения важных неразрешенных эмоциональных конфликтов; затем ищутся неверные представления о произошедших конфликтах в рамках сна; затем идет следование сигналам сна, чтобы проверить потенциально возможные решения проблем, которые могут помочь вам исцелиться.
Процедура ТСС была разработана таким образом, чтобы адаптировать работу со сновидениями к любой технике энергетической психологии, направленной на снижение эмоционального стресса. Но стандартная процедура ТСС подразумевает применение ТЭС, адаптированное для работы со сновидениями. Обзор подходов традиционной ТЭС см. В работах «Интерактивная энергетическая психология» (Файнштейн, 2004), «Мини-пособие по ТЭС» (Чёрч, 2012).
Часть № 1: Этап изучения проблемы
Процедура начинается с изучения сна, необходимого, чтобы обнаружить эмоциональные проблемы, которые еще не перешли на очевидный уровень сознания. Как правило, на этом этапе специалист спрашивает пациента (сновидца) о его недавних снах, или сам пациент начинает рассказывать о сне, который показался ему либо значительным, либо расстраивающим.
Происхождение свое работа со сновидениями начинает в: теоретической работе Карла Юнга, выдающегося швейцарского психолога и основателя аналитической психологии; практике гештальт-терапии, соавтором которой явился Фриц Перлз; и недавние открытия нейробиологии в области сна с быстрыми движениями глаз (БДГ), которые предлагают способ разрешения конфликта и модель адаптивного обучения для сна.
Карл Юнг, выдающийся швейцарский психолог и основатель аналитической психологии, заявил, что «сны – это наиболее легкодоступное выражение подсознания» (Юнг, 1971, стр. 283). Эти слова были подтверждены визуальным сканированием головного мозга (Хобсон, Пейс-Шотт и Стикболд, 2003), которое продемонстрировало, что те участки головного мозга, которые активны во время сновидений БДГ, в большинстве своем обрабатывают информацию, находящуюся вне пределов нашего сознательного мышления. Один из наиболее высокоактивных участков – это лимбическая система – «эмоциональный мозг». Это заключение позволило исследователям понять, что в сновидениях избирательно обрабатываются неразрешенные эмоциональные проблемы и угрозы, помогая нам адаптироваться при пробуждении (Селигман и Йеллен, 1987; Стюарт и Кулак, 1993; Ревонсуо, 2000; Куттс, 2008). С точки зрения психологии, это наблюдение помогает нам понять, какую пользу могут принести сновидения в плане быстрого обнаружения глубоких внутренних проблем, с которыми пытается справиться человек; проблем, которые с трудом находят когнитивные подходы, основанные на диалоге.
Юнг (1964, стр. 5) также заявил, что «сновидения выявляют подсознательный аспект осознаваемого события. Если вы изучите сны, то сможете заметить, что, несмотря на то, что сон похож на какое-либо событие из жизни человека при бодрствовании, само событие не появляется во сне. Это явление может быть результатом того, что во время БДГ отключается наша эпизодическая (событийная) память (способность вспоминать эпизоды). Однако активная лимбическая система с готовностью вспоминает и обрабатывает эмоциональные воспоминания и проблемы, что, скорее всего, является результатом эволюции.
Далее, согласно Юнгу, подсознательный аспект события предстает как «эмоционально заряженная иллюстрация» (Юнг, 1964, стр. 30). Доктор медицины Эрнест Хартманн, исследователь и профессор психиатрии в Университете Тафтса, утверждает аналогично Юнгу, что спящий мозг находится в состоянии «гиперподключенности», вплетая новую информацию в существующие воспоминания, основываясь на эмоционально важных для нас вещах». Эти новые подключения предстают как изображения метафоры, иллюстрирующие эмоциональные сходства и выявляющие новые перспективы (Хартманн, 1996, 2011). Далее он говорит о том, что изображения снов содержат в себе «чувственное состояние» сновидца. Хорошо иллюстрированная и ассоциативная природа наших снов, скорее всего, связана с деятельностью коры зрительной ассоциации головного мозга, вместе с прочими областями, активными во время БДГ, которые наполняют сенсорные переживания смыслом. Они создают визуальные образы, отображающие картины наших обрабатываемых ими чувств, воспоминаний и концепций.
Фриц Перлз, наиболее известный по своей работе в разработке гештальт-терапии (Перлз, 1976), обеспечил нас инструментами, необходимыми для обнаружения эмоций, заключенных в изображения сновидений. Перлз считал, все составляющие наших снов – это фрагменты нашей личности (Перлз, 1969, стр. 71,72). Они не интегрированы в сновидца, а находятся вне его, во сне, т.к. они «отчужденные» (представляют собой чувства, которые оскорбляют наше восприятие себя, или угрожают ему). Для того чтобы «собраться воедино», мы должны опять завладеть этими частями, позволив им выразить себя и каким-то образом приспособиться к ним. Этого можно достигнуть при помощи ролевой игры, в которой сновидец становится «этой вещью во сне» и «озвучивает» ее (Перлз, 1969, стр. 74). При этом те эмоции, которые вызвали появление сна, выходят наружу и получают право голоса.
Гештальт-терапия – это клинический терапевтический подход, который затрагивает намного больше направлений, чем требуется в процедуре ТСС. По этой причине мы используем простой «сценарий гештальта», заключающийся в серии вопросов, разработанных с целью провести сновидца через сеанс небольшой ролевой игры. В результате сновидец сможет понять природу эмоциональных конфликтов, лежащих в основе проблемы, составляющей сон. Сновидца просят «стать» той «вещью» во сне, и когда он примеряет на себя эту роль, его проводят через ролевую игру при помощи шести или семи вопросов, представляя, как бы на них ответила «эта вещь». Эти вопросы широко известны под названием «шесть волшебных вопросов».
Первые шесть вопросов были сформулированы попарно, чтобы выявить три различные эмоциональные связи между сном и бодрствованием: (1) Первые два вопроса – «Кем вы являетесь?» и «Какова ваша цель?» – изучают роль элемента сна, т.к. она может быть связана с ролью, в качестве которой сновидец видит себя при бодрствовании; (2) следующие два вопроса – «Что вам нравится…?» и «Что вам не нравится…?», будучи той самой «вещью» во сне – сформулированы с целью выявления потенциального конфликта; и (3) последние два вопроса – «Чего вы больше всего боитесь?» и «Чего вы больше всего желаете?» – сформулированы с целью выявить страхи и желания, которые служат мотивом конфликта. Седьмой вопрос, который необязателен, – «Что бы вы хотели сказать сновидцу?» – может выявить возможный конфликт между «вещью» во сне и сновидцем, если таковой имеется (Хосс, 2005, стр. 206). В традиционной гештальт-терапии или других терапевтических подходах (Уэйкфилд, 2012), этот вопрос вызывает более длительный диалог между элементом сна и сновидцем, но для целей ТСС этот удлиненный диалог, как правило, необязателен.
На протяжении всего процесса изучения, основная задача заключается в том, что сновидец в состоянии увязать открытия, сделанные во сне, с чувствами и ситуациями из жизни бодрствования. Большая часть из того, что обнаружено при изложении сути сна или во время ролевой игры носит метафорический характер, поэтому этой информации нужно искать аналогию, применимую к жизни сновидца. Важно озвучивать все потенциальные утверждения и фразы, а сновидец должен выслушать их; все эти фразы и утверждения должно исходить не из какой-либо составляющей сна, а от самого сновидца, и описывать чувство или ситуацию из его жизни при бодрствовании.
Следующий пример иллюстрирует принцип, гласящий, что сон отражает подсознательный аспект события в виде изображения-метафоры, чье эмоциональное содержимое можно выявить при помощи ролевой игры. Девушка перенесла сложный развод, и травмирующие воспоминания о нем подрывали ее нынешние отношения. Она испытывала потребность в заботе о своем новом молодом человеке, и считала, что должна быть сильной, чтобы поддержать его, т.к. ему предстояло перенести серьезную операцию; но при этом она настолько сильно волновалась, что готова была расстаться с ним. Во сне ее она увидела короткую сцену, проходившую в доме ее бывшего мужа; она смотрела из окна на дерево, на ветвях которого виднелось что-то темное. Она пыталась понять, что это было – птицы или летучие мыши. Изображение, которое она выбрала, было гнездом одинокой птицы. Когда в процессе ролевой игры она «стала» гнездом, она сказала: «Моя цель – обеспечить безопасное место приземления; чего я желаю – быть в нужном месте, и быть сильной, когда это необходимо; что мне не нравиться – это то, что на меня гадят; чего я боюсь – что меня сдует с дерева». Мы видим, что в данном случае говорило не воображаемое гнездо птицы, а подсознание самой сновидицы устами этого гнезда, выражая конфликтные чувства между тяжелыми воспоминаниями и ее желаниями в нынешней ситуации. Обратите внимание на то, что осознанным событием, провоцирующим этот сон, была предстоящая операция ее молодого человека, которая вообще не присутствовала во сне. Сутью сна было подсознательное влияние неразрешенного эмоционального конфликта между желанием позаботиться и страхом повторного разочарования; именно этот конфликт и лег в основу сюжета сна. Изображение-метафора гнезда одинокой птицы означает эмоциональный конфликт.
Часть № 2: Таппинг для устранения или ослабления эмоциональных препятствий
В Части № 2 процедуры ТСС применяется техника «таппинга», направленная на устранение или ослабление эмоционального стресса, вызванного ситуацией, выявленной во сне. Суть этой части состоит в том, что как только стресс и эмоциональные препятствия будут ослаблены, сновидцу станет легче подробнее изучить сон и определить свои следующие действия на пути к прогрессу.
Для применения в рамках процедуры ТСС, мы адаптировали некоторые распространенные элементы ТЭС и ТМП: а) ментальная активация и воображение сцены из определенного проблемного события; б) оценка уровня стресса; в) устное утверждение и/или аффирмация, которое удерживает событие в мышлении, пока пациент простукивает проблемы; г) таппинг «стандартного» комплекса акупунктурных точек; и д) при необходимости повторение процедуры до тех пор, пока самозаявленный уровень стресса не достигнет 0 или максимального близкого к 0 значения. Процедура ТСС не зависит от каких-либо определенных методов; тем не менее, традиционно так сложилось, что мы используем адаптацию Клинической формы ТЭС (с разрешения), о которой вы можете прочитать в работе «Мини-пособие по ТЭС» (Чёрч, 2012); эта адаптация разработана с учетом некоторых свойств, описанных в работе «Интерактивная энергетическая психология» (Файнштейн, 2004).
Для того чтобы успешно адаптировать метод традиционной ЭП или процедуру ТЭС к применению в рамках ТСС, необходимо выполнить четыре условия. Акцент делается на подсознании пациента, которое должно руководить всем процессом, избегая логических раздумий настолько, насколько это практично и возможно. Это означает, что для определения проблемы, которая нуждается в проработке, нужно задействовать сон и все его составляющие, а уже на их основе сформулировать аффирмацию или утверждение, необходимые для таппинга. Расскажем об этих четырех условиях:
1.Большинство сеансов ЭП начинается с рассказа пациента о симптоме или проблеме, который бы он хотел проработать. В процедуре ТЭС для этой цели мы задействуем сон (подсознание), в котором определена проблема, требующая разрешения.
2.Мы пытаемся пренебречь очевидными симптомами, начиная с более глубокого уровня. Для этого мы задействуем технику работы со снами, основанную на гештальт-терапии, которая помогает выявить некоторые, более глубокие внутренние конфликты, страхи и мотивирующие факторы, более близкие к первопричине проблемы.
3.Мы редко используем стандартные Основные Утверждения, являющиеся частью различных вариантов ТЭС; вместо этого мы создаем аффирмацию, которая сочетает негативные чувства об определенной ситуации, выявленные во сне, с позитивным намерением, которое также может быть основано на составляющих сна.
4.Мы заканчиваем сеанс, не просто достигнув ослабления стресса (что само по себе является потрясающим достижением), но также возвращается обратно ко сну, в котором ищем подсказку, что же нужно сделать далее, чтобы продвинуться вперед, и как справиться с ситуацией, если она вдруг возникнет еще раз. Уменьшение уровня стресса дает пациенту возможность обрести новое состояние, начать все заново, поэтому важно не упустить этот момент.
Часть № 3: Направление движения, определяемое сном, и завершение
Теперь, когда волнение или эмоциональное препятствие, связанные с проблемой, ослаблены, мы можем направить свое внимание на исследование сна на наличие сигналов, каким же наилучшим способом можно достичь завершения проблемы и начать двигаться дальше. Наши сны пытаются решить проблемы вне зависимости от того, вспоминаем ли мы о них или нет. Поэтому возврат ко сну может дать вам более естественное решение проблемы, чем вы можете найти осознанно.
Юнг заявил, что общее назначение сна заключается в «восстановлении психологического баланса путем выработки материала сна, который заново утверждает психическое равновесие» (Юнг, 1964, стр. 34). Он назвал этот процесс «трансцендентной функцией» сна (Юнг, 1971, стр. 279). Данная функция «компенсирует» или корректирует неверные представления о событии, которые препятствуют нам, чтобы мы смогли перейти от одного состояния души в другое. Спящий мозг имеет все возможности для такого перехода. Хотя во время сна БДГ участок нашего мозга, отвечающий за рациональное мышление, неактивен, в это время активны многие другие области (Хобсон, Пейс-Шотт и Стикболд, 2003), которые задействованы в подсознательной или предсознательной обработке решений (к ним относятся передняя поясная кора, базальные ганглии, островок головного мозга, префронтальная кора и другие).
Когда человек находится в состоянии бодрствования, эти области отвечают за следующие психические функции: определение, что что-то идет не так, инициирование и посредничество при разрешении проблемы; воображение, планирование и проверка сценариев «а что, если»; выработку сигналов руководства нашими действиями (с «ощущением уверенности»); отслеживание последствий наших действий; выбор сценария, который, по оценке, даст положительный результат; а также приспособление нашего поведения таким образом, чтобы достичь этого результата (Хосс и Хосс, 2013). Поэтому, если мы понаблюдаем за всеми этими действиями в состоянии сна, то поймем, что они, на самом деле, подают нам естественные сигналы того, каким же наилучшим образом подойти к решению проблемы в состоянии бодрствования.
Однако с практической точки зрения бывает сложно узнать и отследить все эти действия в одном сне. Поэтому для целей процедуры ТТС мы сократили задачу до поиска четырех выявляющих действий: удивления, руководства, реверса/принятия и эмоционального укрепления.
- Удивление – во сне произошло что-то, чего не ожидал сновидец. Это часто случается тогда, когда мозг замечает аномалию или конфликтующие восприятия, несоответствие между нашим сознательным переживанием и нашим внутренним взглядом на действительность или нашим чувством свой личности. Удивление привлекает внимание нашего «я» во сне, и изображает неверное представление в новом контексте, пытаясь откорректировать его.
- Руководство – какое-либо действие, намеренное перенаправить действие или мысли сновидца в другом направлении. Очень часто руководство сочетается с удивлением. Также оно часто принимает форму «знающего» человека или события во сне, предлагающего или руководящего действиями, или выявляющего новое понимание, опознавание события, а также потенциальное новое направление. Руководство может выражаться как устно, так и письменно. Как правило, оно носит вид метафоры.
- Реверс или принятие – точка изменения во сне, в которую сновидец (или персонаж сна, с которым сновидец отождествляет себя) принимает руководство или реверсирует (перевертывает) мысли, действия или направление. Полезным будет провести аналогии с реверсами состояния бодрствования.
- Эмоциональное укрепление – положительная награда, часто сопровождающаяся приятным цветом, светом или звуками. Такое случается, обычно, когда «я» человека во сне принимает или следует руководящим сигналам, тем самым, укрепляя усвоенное (см. пример, приведенный ниже). Укрепление может быть в форме предупреждения (негативное укрепление), когда «я» во сне участвует в чем-то, что требует проработки и коррекции.
Данный пример иллюстрирует появление всех этих четырех действий в одном сне. Билл был членом правления компании, которая проводила реструктуризацию и сокращала руководителей высшего звена. Билл питал надежду, что внутри компании откроется какая-нибудь должностная позиция, т.к. он боялся, что если начнет искать работу в другом месте, то никогда не найдет хорошее место в связи с его возрастом, а к тому же еще и потеряет свое пенсионное пособие. Те позиции, которые уже были доступны, не соответствовали его карьере, но он боялся искать работу на стороне. Ему приснился такой сон: «Я – пассажир на лодке, плывущей по темной подземной реке, которая пытается выплыть наружу; я ищу «позицию» у окна, где мне будет виден свет. Позади меня возникает гид, который указывает мне на выход в начале лодки, которого я не видел (удивление), и говорит: «Вы можете выйти в ту дверь» (руководство). Сначала я не понял его слова, и медлил, т.к. не понимал, что к чему; но, в конце концов, после его настояний я вышел в эту дверь (реверс/принятие) и обнаружил, что вышел на палубу. В этот момент, лодка выплыла из пещеры наружу, и я увидел, как яркий свет солнца отражается от спокойной воды (эмоциональное укрепление)». На последующей проверке через некоторое время мы узнали, что Билл решился на поиск работы в другом месте, и принял предложение работы в другой компании, в последствии оказавшимся просто чудесным, т.е. он на самом деле «вышел в ту дверь».
Заметьте, что т.к. все эти действия носят форму метафоры, часто бывает сложно до конца понять, что же до нас хочет донести сон. Сон может закончиться плохо, не содержать в себе завершения или итогового направления движения. Но даже в этом случае, сон можно использовать как базу, на основе которой можно будет создать новую метафору для завершения. Мы используем форму возврата ко сну и спонтанную визуализацию, чтобы завершить сон, что аналогично методу образной репетиции (Краков и соавторы, 2001), часто применяемому для лечения людей, страдающих от ночных кошмаров.
Вне зависимости от способа получения решения, будь то из сна или из воображаемого конца сна, сперва его необходимо проверить. Сновидцу необходимо обдумать его и понять, здраво ли оно, практично и уместно, и не создаст ли оно новых проблем. Если же решение является здравым, то сновидцам рекомендуется определить «дальнейшие действия», которые им необходимо предпринять.
Процедура Техники свободы во снах
В дальнейших разделах приводится полное описание всех частей процедуры, шаг за шагом. Каждая часть содержит в себе предлагаемый сценарий и иллюстрирующий его пример из практики, а также методические записи, подсказывающие, как лучше выполнить эту часть. Вы можете скачать рабочую таблицу для проведения процедуры на веб-сайте www.dreamscience.org (кнопка «Энергетическая психология»).
Пояснительный пример, сопровождающий каждую часть, – это пример женщины, которая проснулась напуганная коротким и на первый взгляд безобидным сном. В своей обычной жизни, бодрствуя, у нее была проблема следующего содержания – она должна была переехать в другой далекий город на прекрасную новую работу, предложение о которой она приняла; но она была неспособна выполнить необходимые для этого действия, т.к. ее сковывал ужас. Ей оставалось всего две недели, чтобы переехать, а она еще даже не выставила на продажу дом. Изучив ее сновидения, мы обнаружили, что у нее были ранее конфликты с начальниками, и ее уволили с предыдущих своих работ. Она была напугана, что в этом случае произойдет то же самое.
Часть № 1: Этап изучения проблемы (определение проблемы)
Сеанс обычно начинается с небольшого личного общения, цель которого заключается в том, что дать сновидцу успокоиться и почувствовать себя в безопасности, а также обсудить сложившуюся ситуацию. Если пациент не упоминает сны в своем рассказе, спросите его, не снилось ли ему недавно что-либо, что он хотел бы проработать. На этом этапе вы должны получить согласие пациента на проведение процедуры. Попросите пациента дать название своему сну, будто бы это книга или фильм. Название нужно как идентификатор, но иногда оно может выявить важную метафору. При проведении последующей проверки состояния пациента после сеанса вам может помочь аудиозапись сеанса; вы удивитесь, какое количество ассоциаций выскочит позднее.
Шаг № 1 – Краткое изложение сна. Сценарий: «Вернитесь в свой сон (или, если он очень длинный, в наиболее эмоционально заряженный сегмент сна) и охарактеризуйте его, как будто вы переживаете его заново, в настоящем времени от первого лица».
Пример из практики: «Моя подруга Джейн перекрашивает серые стены в моем доме, которые совсем недавно были окрашены, в голубой и красный цвета. Я пытаюсь оттереть эту краску тряпкой. Я проснулась, крича от ужаса!».
Методическая заметка: Возращение в сон необходимо даже в том случае, если пациент записал весь свой сон на бумаге. Это позволяет увидеть сон с новой перспективы с более богатыми метафорами, чем просто при чтении изложенного. Если сон состоял из большого количества сегментов или сцен, как правило, это означает, что первоисточник проблемы один, а сценариев его изложения несколько; в таком случае мысленно пометьте все взаимосвязи между ними. Слушая рассказ пациента о сне, запишите или отметьте те фразы, которые звучат как метафоры – утверждения, которые, возможно, в переносном смысле характеризуют некоторые события из жизни сновидца. Обратите внимание на любые более ранние сны, о которых сновидец может спонтанно вспомнить в этот момент; скорее всего, они взаимосвязаны с прорабатываемым сном. Помня, что процедура ТСС подразумевает работу с одним или немногими снами, в итоге вам лучше будет остановиться на самых последних сегментах сна или на тех, которые кажутся сновидцу наиболее важными.
Шаг № 2 – Жизненная ситуация в состоянии бодрствования. Сценарий: «Охарактеризуйте ситуации, происходящие в вашей жизни на момент появления этого сна, которые несут в себе эмоциональное влияние или важность, как позитивные, так и негативные».
Пример из практики: «В состоянии бодрствования я нервничаю по поводу того, что мне нужно уехать далеко, в другой город, на новое место работы»
Методическая заметка: Ситуация, которую описывает сновидец, может быть сюжетом сна, но может и не быть; но это начало, и часто она каким-то образом связана со сном. Если сон случился давно, и пациент не может вспомнить никакой конкретной ситуации, происходящей в то время, это не страшно; просто спросите их что, в общем, происходило в их жизни в то время, и что происходит сейчас, что вызывает некий стресс.
Шаг № 3 – Аналогия сон-жизнь (метафоры / ассоциации / чувства). Сценарий: «Можете ли вы проследить некую взаимосвязь между сном и ситуацией вашего состояния бодрствования. Если можете, то опишите ситуацию, и свои чувства во время этой ситуации». Если в словах пациенты вы слышите фразы, напоминающие метафоры, то сделайте уточнение, примерно в такой форме: «Что вы характеризуете этой фразой ______________ – чувство или какое-то событие вашей жизни, происходящее в то время?»
Пример из практики: Кроме как подозреваемой метафоры во фразе «перекрашивание стен», больше не было ничего очевидного, поэтому мы спросили: «Вы перекрашиваете что-то происходящее в данный момент в вашей жизни?». Сновидица указала, что она пыталась избежать волнения, связанного с новой работой и переездом в другой город.
Методическая заметка: Целесообразным бывает указать на любые возможные метафоры и изучить их; фразы из рассказа о сне, которые могут также описывать ситуацию или чувство, связанные с жизнью сновидца. Если между ними есть взаимосвязь, момент узнавания «ага!», предложите сновидцу обзорно обсудить ситуацию и чувства того времени. Не проецируйте свои собственные интерпретации сна на пациента; конечный «смысл» должен исходить от самого сновидца, неважно с какого уровня его сна.
Шаг № 4 – Дайте право голоса сну (ролевая игра по сценарию). Теоретически, почти все, что происходит во сне, – это зрительное представление материала, обрабатываемого глубоко внутри (эмоционального конфликта, воспоминания или ситуации, видимой во сне). На этом этапе нам необходимо изучить образы, привлекающие внимание сновидца своим эмоциональным зарядом. Для этого мы должны позволить сну выразить себя, используя технику ролевой игры, берущую свое начало в гештальт-терапии, при помощи шести или семи вопросов.
Шаг № 4а – Выберите образ сна, который хотите изучить. Сценарий: «Опять закройте глаза и войдите заново в свой сон, возможно в самый эмоционально заряженный его момент, и оглянитесь вокруг; посмотрите на всех персонажей и предметы вашего сна. Обратите внимание, что из них привлекает ваше внимание, а может чем-то удивляет вас – и неважно, главенствующий это элемент сна, или нет».
Пример из практики: «Тряпка».
Методическая заметка: Мы пытаемся определить одну заметную проблему, которую необходимо проработать, что, как правило, достигается путем работы с одним или двумя, по-видимому, важными элементами сна. Итак, вопрос: каким же образом выбрать наиболее подходящий образ(-ы) для работы? Прося сновидца вернуться в сон и выбрать что-то, что привлекает их внимание, мы полагаемся на подсознание пациента. Лучше всего выбрать то, что привлекает сновидцев, но, т.к. в конце концов им придется примерить на себя роль этого элемента, человеку нужно помочь сделать правильный выбор. Непреложных правил в этом случае нет, но лучше будет, если сновидец выберет что-то осязаемое, а не действие или чувство, а также выберет что-то одно, а не группу. Желательно также избегать архетипических образов, к примеру, геометрических схем или неопределенных мужественных или женственных персонажей без определенной роли. Фриц Перлз полагал, что неодушевленные предметы порой бывают намного более важны, чем люди. Если сновидец выбирает персонаж из своего состояния бодрствования, то скорее всего, это отражает выбор некоей личностной характеристики. Это персонаж часто представляет то, как сновидец ведет себя в жизни, или ту характеристику, которую сновидец должен приобрести для того, чтобы наилучшим образом справиться с возникшей ситуацией. С другой стороны, если этот персонаж является неотьмлемой частью обсуждаемой ситуации, то, вполне возможно, что он означает сам себя.
Шаг № 4б – Ролевая игра. Сценарий: «Еще раз закройте глаза и мысленно посмотрите на это изображение сна (Х). Как только у вас это получится, поднимите палец. Теперь три раза глубоко вдохните, и с каждым вздохом все сильнее и сильнее приближайте к себе Х – на третьем дыхании вы должны слиться с Х и стать им. Как только вы сделаете это, посмотрите на сон с позиции Х, почувствуйте все то, что оно чувствует, в той роли, которую Х играет в сне. Если у вас не получается стать с Х одним целым, то попробуйте представить себе, как Х может ответить на те вопросы, которые я вам задам. Сейчас я задам вам шесть вопросов, а вы должны ответить мне на них так, будто вы – это то самое Х вашего сна, от первого лица и в настоящем времени: Я – это… или Я чувствую. Не обдумывайте ответ, просто говорите первое, что приходит на ум».
- «Кем вы являетесь, назовите и опишите себя, и возможно то, как вы себя чувствуете в этой роли?». Пример: «Я – тряпка в чьих-то руках».
- «Какова ваша цель или функция, будучи Х?». Пример: «Моя цель – быть проворной, и чистить вещи».
- «Что вам больше всего нравится в вашем пребывании в роли Х?». Пример: «Что мне нравится в моей роли тряпки – это то, что я пригодна, во мне нуждаются и мной пользуются».
- «Что вам больше всего не нравится в вашем пребывании в роли Х?». Пример: «Что мне не нравится в моей роли тряпки – это то, что после завершения работы меня выбрасывают».
- «Чего вы больше всего боитесь будучи Х?». Пример: «Больше всего я боюсь, что я испачкаюсь, и меня выбросят».
- «Чего вы больше всего желаете будучи Х?». Пример: «Больше всего я желаю оставаться чистой, и чтобы мной продолжали пользоваться».
Необязательный седьмой вопрос: «Теперь, будучи Х, посмотрите на сцену сна, где вы видите сновидца. Что бы вы хотели сказать сновидцу?» (Задавайте этот вопрос, только если он уместен в контексте истории сна. Это можно понять по тому, взаимодействует ли вещь со сновидцем во сне, конфликтует ли с ним, или каким-то образом препятствует прогрессу сновидца). Пример: «Если ты попытаешься стереть краску, то сделаешь беспорядок».
Когда сновидец ответил на последний вопрос, скажите ему: «Теперь откройте глаза и стрясите с себя сущность этого изображения сна, эту вещь в вашем сне, и опять станьте собой».
Замечание: Если Х – это знакомый сновидцу человек, то сценарий рекомендуется немного изменить. Первый вопрос изменяется для того, чтобы изучить личностные характеристики персонажа (в нашем примере, образ подруги Джейн).
1а) «Кем вы являетесь? Опишите свою личность». Пример: «Я – Джейн, я человек, который плывет по течению».
2а) «В чем ваша личность схожа с личностью сновидицы?». Пример: «Мы обе амбициозны, и любим веселиться».
3а) «Чем ваша личность отличается от личности сновидицы?». Пример: «Если нужно попробовать что-то новенькое, я делаю это с большей легкостью».
Методическая заметка: Если у человека возникают трудности, попросите его приложить все возможные усилия и представить, как бы та вещь из сна ответила на все ваши вопросы. Задавая вопрос, записывайте ответ с максимально возможным соответствием ответу сновидца. Это нужно для того, чтобы, когда вы зачитывали этот ответ, сновидец смог «установить контакт» с любыми фразами, похожими на чувства или ситуации, происходящие в их жизни в настоящее время. Попробуйте ограничить количество утверждений (от одного до трех на каждый вопрос), за исключением тех случаев, в которых вы чувствуете, что вот-вот произойдет какое-то важное открытие, и позволяете сновидцу продолжить. Если вы чувствуете, что ответы недостаточно глубоки, то вы можете задать уточняющий вопрос, например: «Что вы чувствовали при этом?» или «Почему вы чувствовали именно так?». Если вы считаете, что уместным будет задать еще пару вопросом, то послушайте свою интуицию и задайте из; однако помните, что на этом этапе процедур ТЭС важно не инициирование терапии, а просто определение первоисточников проблем, которые необходимо проработать. Мы не рекомендуем задавать слишком много дополнительных вопросов, или вы можете сбить сновидца с толку. Шесть или семь вопросов, как правило, дают даже больше информации, чем вам потребуется.
Шаг № 4с – Отражение состояния бодрствования. Сценарий: «Сейчас я прочту вам все ваши ответы. Измените позицию, и выслушайте их так, будто это отвечает не Х, а отвечаете вы, касательно ваших недавних чувств или ситуации в вашем состоянии бодрствования.
Методическая заметка: Если какие-либо два ответа богаты метафорами и подходят друг к другу, попробуйте прочитать их вместе, например: «Звучат ли эти ответы как роль, в которой вы воспринимаете себя? (прочтите ответы «Я являюсь…» и «Моя цель – …»). «Звучат ли эти ответы как конфликтные эмоции, которые вы испытываете по отношению к ситуации в вашей жизни? (прочтите ответы «Мне нравится…» и «Мне не нравится…»). «Звучат ли эти ответы как конфликтные страхи и желания, которые вы чувствуете?» (прочтите ответы «Я боюсь…» и «Я желаю…»).
Пример из практики: В нашем примере сновидица воспринимала все ответы, напрямую связанными с ситуацией из состояния бодрствования. Она заявила: «Я чувствую, что моя карьера находится в чьих-то руках. Я действительно считаю, что моя цель работы – это быть проворной, и чистить вещи. На моих последних двух работах меня наняли для выполнения определенной работы, но как только я сделала ее, мне сообщили, что в моих услугах больше не нуждаются – поэтому, да, мне не нравится, что «после завершения работы меня выбрасывают». Я боюсь, что на моей будущей работе я сделаю что-то не так, будет беспорядок, и меня уволят – но в этом случае, я оставлю семью и друзей, продав дом, и уеду на далекое расстояние. Я хочу избежать конфликта, и продолжать применять в работе свои таланты». Первые два заявления связаны с ее ролью в состоянии бодрствования, в которой сновидица видит себя; она чувствует, что ее будущее находится в чьих-то других руках, и что ее цель – это быть проворной и чистить вещи. Ее конфликт проявился в ответах 3 и 3: ей нравится, когда в ней нуждаются, и ее таланты применяют по назначению, но ей не нравиться, что после завершения работы ее «выбрасывают». Мотивационные факторы (страхи и желания) во время конфликта можно увидеть в заявлениях 5 и 6: желание, чтобы в ее талантах нуждались, но страх повторного беспорядка и «выбрасывания» ее на улицу.
Методическая рекомендация: Удостоверьтесь, что когда вы читаете сновидцу его ответы, вы называете вопрос, предшествующий этому ответу, чтобы сформулировать завершенное выражение в контексте сновидца. К примеру, заявление типа «чистить вещи» или «Моя цель, будучи тряпкой во сне – чистить вещи», должна быть зачитана сновидцу как: «Моя цель – чистить вещи». Если ответ практически полностью или полностью отражает чувство или ситуацию состояния бодрствования, попросите сновидца, чтобы он сказал вам об этом, а затем немного изучите ситуацию. Если сновидец не увидит никакой взаимосвязи, даже после прочтения ответов парами, то попросите его опять вернуться в сон и выбрать какой-либо другой объект, привлекающий их внимание.
Шаг № 5 (по желанию) – Изучение цвета. Цвет может быть важной частью изображения сна, т.к. он сочетается с другими частями этого изображения для наполнения его смыслом и дополнительной эмоциональной составляющей. Недавнее исследование, изучающее цвет сновидений сразу после пробуждения человека, продемонстрировало, что практически все люди видят разноцветные сны (Шредл и соавторы, 2008). Но проблема заключается в том, что цвета сна трудно вспомнить; кажется, они забываются быстрее, чем сама суть сна. Но для целей работы со сновидениями это неплохо, т.к. означает, что если человек запоминает цвет, то он несет в себе сильную эмоциональную интенсивность. Цвет ассоциируется с эмоциями не только в состоянии бодрствования, но и во сне, и примерно по одинаковой логике (Хосс и Хоффман, 2004). Исследования в области психологии цвета показали, что реакция человеческого мозга и вегетативной нервной системы на цвет проходит на сублиминальном уровне (за пределами нашего порога сознания). Цвет вызывает относительно стандартный комплекс нейронных откликов, отдельных для каждого цвета. К примеру, голубой цвет успокаивает парасимпатическую ветвь нервной системы, в то время как красный возбуждает симпатическую ветвь, вызывая изменения в сердечном ритме, дыхании и других вегетативных функциях (Люшер, 1971).
В Таблице 1 приводятся данные об эмоциональных фразах, характеризующих сублиминальную реакцию человека на цвет (Хосс, 2005). Данная характеристика проистекает из данных исследований и литературы по психологии цвета, в т.ч. Цветового теста Люшера (Хосс, 2055). Акцент делается на сублиминальную реакцию, что, по сути, исключает культурные ассоциации или общепринятый смысл, часто придаваемый определенному цвету. Таблица цветов и их ассоциации не характеризуют «смысл» цвета; это всего лишь инструмент, помогающий спровоцировать возможную связь с ситуацией или чувствами из состояния бодрствования сновидца. Утверждения обозначают многообразие эмоций, от пресыщенности ими до желания большего эмоционального стимула. В таблице также делается ссылка на теории Юнга о темноте или черном цвете, связанными с подсознанием, и свете или белом цвете, связанными с сознанием. Согласно его теории, частое появление обоих понятий означает, что во сне функционирует как баланс, так и интеграция (юнг, 1972, стр. 5). Эта информация может пригодиться в том случае, если сон связан с проработкой некоего конфликта или интеграцией подсознательного и сознательного материала.
Таблица 1. Сублиминальная эмоциональная ассоциация с цветом
Красный красный
1.Я чувствую себя энергичным, бодрым или оживленным.
2.Я чувствую себя преобразованным.
3.Я чувствую себя напористым и волевым человеком.
4.Я чувствую себя креативным.
5.Я хочу жить полной жизнью.
6.Я хочу победить, преуспеть, достигнуть своих целей.
7.Я чувствую себя сексуальным, или чувствую сильное сексуальное желание.
8.Я чувствую себе мотивирующее желание что-то сделать.
9.Мне нужно что-то такое, что опять вернет меня к жизни.
10.Мне нужно стать более напористым и волевым человеком.
11.Мне нужно чаще выбираться «в люди» и получать удовольствие.
Обратите внимание: Красный цвет может появиться во сне, в сюжете которого есть телесное повреждение или воспаление.
Оранжевый оранжевый
1.Я хочу расширить круг моих интересов, и заняться новыми делами.
2.Я хочу расширить свою сферу влияния.
3.Я чувствую себя дружелюбным и радушным.
4.Я хочу чаще общаться с другими людьми.
5.Я чувствую себя общительным, полным энтузиазма и готовым на приключения.
6.Желания и надежды стимулируют меня навстречу движению к новым, неизведанным и доставляющим удовольствие вещам.
7.Я чувствую стимул к действиям, но мне необходимо преодолеть мои сомнения или боязнь неудачи.
8.Я не должен брать на себя слишком много.
Желтый желтый
1.Я чувствую радость и оптимизм.
2.Я бдителен.
3.Я ищу решение, которое откроет мне новые, лучшие возможности, и осуществит все мои мечты.
4.Я чувствую, что новое направление, в котором я двигаюсь, принесет мне в будущем счастье.
5.Я полон надежд.
6.Мне нужно найти способ выбраться из этих обстоятельств или отношений.
7.Мне нужно что-то изменить в своей жизни.
8.Может быть, я пытаюсь что-либо компенсировать этими действиями.
9.Я чувствую, что, возможно, действую машинально.
Зеленый зеленый
1.Мне нужно упрочить свою личность, чувство собственного достоинств, независимость.
2.Я хочу, чтобы меня узнавали и признавали.
3.Мне необходимо усилить уверенность в моей значимости и статусе, чего я смогу добиться, если другие люди признают мои достижения.
4.Упорная работа и мотивация сделают меня узнаваемым, что повысит мою самооценку.
5.Мое мнение должно быть в приоритете.
6.Я должен придерживаться этой точки зрения, чтобы сохранить мое чувство собственного достоинства.
7.Я хочу того, что мне причитается.
8.Я должен продолжать контролировать события.
9.Ничего не должно меняться.
10.Важны детальность и логика.
11.Мне нужно укрепить чувство уверенности в завтрашнем дне.
12.Мне нужно больше денег, чтобы чувствовать себя уверенным.
13.Я хочу уйти в свою скорлупу.
14.Я чувствую, как идет процесс исцеления, или я нуждаюсь в исцелении.
Голубой голубой
1.Мне нужен отдых, умиротворение или возможность восстановить силы.
2.Мне нужны отношения, в которых не будет препирательств; где мне будут доверять, и я буду доверять.
3.Я чувствую потребность в мирном состоянии гармонии, дающей мне чувство удовлетворения и приобщенности.
4.Я чувствую себя расслабленно, умиротворенно и спокойно.
5.Я чувствую гармонию.
6.Я чувствую свою приобщенность.
7. Я ощущаю созерцательное осознание и сплоченность.
Фиолетовый фиолетовый
1.Я ищу волшебное состояние, в котором исполняются все желания.
2.Я жажду волшебных отношений романтики и нежности.
3.Я хочу отождествить себя с кем-то или чем-то.
4.Мне нужно больше близости.
5.Я часто фантазирую, потому что чувствую неуверенность в этой ситуации.
6.Мне нравится завоевывать людей своим обаянием.
7.Я ощущаю отождествление или «мистическое» единение с кем-то или чем-то.
8.Я ощущаю, что начинаю глубже понимать ситуацию на интуитивном уровне.
9.Я чувствую близость с кем-то или чем-то.
10.Это чувство эротично.
Коричневый коричневый
1.Я ищу состояния уверенности, в котором мне будет физически комфортно, и я смогу расслабиться или восстановиться.
2.Я неуютно и неуверенно себя чувствую в нынешней ситуации.
3.Мне нужно находиться в более душевной обстановке.
4.Мне нужно находиться в той обстановке, которая не вызывает столько физического напряжения.
5.Я хочу удовлетворить свои физические потребности (еда, роскошь, секс)
Обратите внимание: Если цвет естественный или деревянный, попробуйте ассоциации Юнга: 1) Я беспокоюсь о семье, доме и своих «корнях»; (2) Я беспокоюсь за сына или дочь; 3) Я ищу свое настоящее «я» или естественное состояние. Грязно-коричневый цвет часто означает телесное заболевание.
Серый серый
1.Я хочу отгородить себя от этих чувств.
2.Я чувствую, что эмоционально нахожусь на расстоянии; я всего лишь наблюдатель.
3.Как будто я стою в стороне, наблюдая за своими механическими действиями.
4.Я хочу оставаться в стороне, не ввязываться в ситуацию, и не брать на себя обязательства по отношению к ней.
5.Я очень не хочу принимать решение, требующее моего эмоционального участия.
6.Мне пришлось вытерпеть немало, и теперь я хочу избежать любого эмоционального возбуждения.
7.Я пытаюсь избежать тревожной ситуации.
8.Возможно, я пытаюсь компенсировать за что-то такое, что мне не нравится.
Черный черный
1.Я волнуюсь, и не знаю по какой причине.
2.Эта ситуация пугает или устрашает меня.
3.Мне причинили недопустимые страдания.
4.Все идет не так, как должно.
5.Я не допущу, чтобы эта ситуация или люди повлияли на мою точку зрения.
6.Я не могу принять эту ситуацию, и не хочу, чтобы меня переубеждали.
7.Я чувствую необходимость в решительных действиях.
8.Я выступаю против этого.
Обратите внимание: Юнг полагал, что черный цвет и темнота олицетворяют подсознание. Если во сне сновидец входит в темноту, это может означать необходимость изучения своего подсознания, обращение внутрь себя или подчинение («смерть своего я») для того, чтобы переродить заново свое «я». Иногда вход в темноту может означать подавление чего-либо. Если темнота прекрасна, и сияет, это может означать положительную часть подсознания, из которой исходит новое «я» человека.
Белый белый
1.Это новое для меня переживание.
2.Я начинаю осознавать новые чувства.
3.Я переживаю новое начало, пробуждение, преобразование.
4.Я по-новому смотрю на ситуацию, мне известна новая информация.
5.Я чувствую себя чистым и невинным.
6.Я чувствую себя открытым и воспринимающим.
7.Я чувствую, что не подготовился.
8.Я чувствую себя одиноким, в изоляции.
Обратите внимание: Сочетание других цветов с белым может добавить ощущение новизны участвующим во сне эмоциям, а смесь цветов с белым (пастель) может придать чувство обновления или спокойствия.
Розовый розовый
1.Чувство любви или романтики к чему-то или кому-то.
2.Я чем-то очень впечатлен.
3.Я ощущаю, что обо мне заботятся, или чувствую потребность заботиться о ком-то.
4.Я сострадаю кому-то или чему-то.
5.Я избегаю агрессии, или хочу успокоить чувство агрессии к кому-то или чему-то.
6.Я ощущаю потребность в романтике.
7.Я хочу, чтобы обо мне заботились.
8.Мне нужно что-то, что успокоит меня.
9.Это чувство напористости или движущей энергии в новинку для меня.
Обратите внимание: Сочетание белого и черного
Согласно Юнгианской теории, это сочетание означает положительную интеграцию сил в психике, союз противоположностей, сближение сознания (белого цвета или света) и подсознания (черного цвета или темноты), что вызывает уравновешивание и единство в состоянии психики. Обычно такое сочетание встречается во время разрешения конфликта (противонаправленных восприятий) или во время внутреннего изменения.
Сценарий: «Были в вашем сне какие-либо цвета, которые привлекли ваше внимания; связанные с Х или в другой части сна?» (Обратите внимание: в этом месте обратитесь к Таблице 1 и выберите из нее цвет, который наиболее близок пациенту). «Я прочту вам несколько утверждений. Закройте глаза и послушайте их. Поднимите палец, если почувствуете, что какое-то из утверждений вам «близко», если оно может охарактеризовать чувство или ситуацию, недавно случившиеся в вашей жизни». (Запишите результаты). «Я прочитаю вам то, что у нас получилось» (Прочитайте ассоциации из Таблицы 1». «Опишите ситуацию или чувства, о которых эти цвета вам напоминают». «Попробуйте перефразировать утверждение (-я) таким образом, чтобы лучше охарактеризовать ваше чувство». Методическая заметка: Если два цвета явно находятся в паре друг с другом, рассмотрите вариант, что они обозначают две конфликтующие эмоции. Вы можете прочитать оба цвета и спросить сновидца: «Напоминают ли эти два утверждения конфликт, который вы переживаете?».
Пример из практики: Когда сновидица услышала утверждения, соответствующие серому цвету (цвету, в который она покрасила стены), наиболее близким ей стало следующие утверждения: «Я хочу оставаться в стороне, не ввязываться в ситуацию, и не брать на себя обязательства по отношению к ней» и «Я очень не хочу принимать решение, требующее моего эмоционального участия». Она связала их со своей эмоциональной «стеной» и желанием отделить себя от принятия решения о приеме предложения о работе и переезде. Ее подруга Джейн (означающая стремление «плыть по течению») продемонстрировала конфликт, изображенный парой цветов – красного и голубого. В утверждениях красного цвета она выделила «Я хочу победить, преуспеть, достигнуть своих целей», а для голубого – «Мне нужны отношения, в которых не будет препирательств; где мне будут доверять, и я буду доверять». Эти утверждения она связывала с желанием устроиться на новое место, чтобы «преуспеть и достигнуть своих целей», которое конфликтовало с необходимостью отношений «без препирательств», в которых «она могла бы доверять сама, а другая сторона доверяла бы ей», и которых она боялась не завести.
Шаг № 6 – Выберите утверждение или ситуацию с наивысшим эмоциональным зарядом. Сценарий: «Давайте рассмотрим утверждения ролевой игры из шага № 4, которые оказались наиболее близкие вам, а также эмоциональные утверждения из шага № 5, связанные с цветами» (Прочтите сновидцу те утверждения, которые он назвал самым значительными). Выберите, по вашему мнению, то утверждение, которое обладает наивысшим эмоциональным зарядом, или связано с наиболее стрессовой ситуацией ваше жизни в состоянии бодрствования. Кратко изложите ситуацию, и, если это необходимо, перефразируйте утверждение так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать ситуацию».
Пример из практики: «Я боюсь устроить беспорядок, и что меня выбросят».
Методическая заметка: На этом этапе, как правило, уже должна быть очевидна основная эмоциональная ситуация. Стремитесь определить ситуацию с наивысшим эмоциональным зарядом, которая способствовала появлению или развитию проблемы, чтобы в дальнейшем проработать ее методами энергетической психологии.
Часть № 2: Применение энергетической психологии и снижение уровня стресса
Шаг № 7 – Воспоминание определенного стрессового инцидента. Сценарий: «Для того, чтобы проработать эмоциональные препятствия и стресс, лежащие в основе этой ситуации, нам нужно опуститься на один уровень ниже. Подумайте о тех эмоциональных барьерах или ситуации, которые вы выбрали, и о всех чувствах, связанных с этими понятиями. Затем попробуйте вспомнить конкретный инцидент, связанный с этими чувствами, и мысленно представьте себе его». «Если в какой-то момент вы почувствуете, что вы начинаете испытывать чувство стресса настолько, что у вас возникают трудности с представлением, скажите об этом, и мы остановимся и позволим стрессу утихнуть».
Пример из практики: «На моей последней работе, у меня возникла размолвка с начальницей. Я могу представить себе тот момент в кабинете, когда она сказала мне, что больше не нуждается в моих услугах!».
Методическая заметка: На этом этапе сновидец должен быть в состоянии охарактеризовать ситуацию и связанные с ней чувства, которые выявил сон, хотя бы в общих чертах. Хотя возможно простукивать и на общей ситуации, лучше всего, если вы опуститесь на один уровень ниже, к конкретному инциденту, в который сновидец пережил все эти чувства; к воспоминанию, которое сновидец может представить себе. Затем мы можем проработать стрессовую эмоциональную ответную реакцию, которая была создана в тот момент. Предупреждение: Некоторые воспоминания, как, например, у людей, страдающих ПТСР, могут быть настолько сильные, что воспоминание инцидента может заново травмировать страдальца. Поэтому, если пытаясь вспомнить о травмирующей ситуации, человек чувствует сильное сопротивление, то остановитесь и простучите более обобщенные чувства или проблемы (вы можете, например, задействовать утверждение, которое сновидец выбрал на шаге № 6). Работать с людьми, страдающими ПТСР, должны только профессионалы, и никто другой.
Шаг № 8 – Первоначальная оценка стресса. Сценарий: «Как только вы начнете представлять себе тот инцидент, оцените свой уровень стресса по шкале от 0 до 10, где 10 – это наиболее максимально возможный стресс».
Пример из практик: «Он находится на 8!».
Методическая заметка: Измерение уровня стресса проводится после каждого цикла, чтобы вы могли отследить прогресс (с уменьшением уровня стресса) и знать, когда остановиться или продолжить таппинг, пока уровень стресса не упадет до 0 или близко к 0. Такая оценка полезна также и для того, чтобы заметить возникающие аспекты воспоминания, которые повышают уровень стресса.
Шаг № 9 – Аффирмация. Сценарий: «Я собираюсь помочь вам сформулировать две фразы, которые помогут вам удержать в уме эмоциональную сцену и выразить ваше намерение, пока вы будете простукивать: 1) аффирмацию, связывающую негативную проблему или чувства с позитивным намерением или ожиданием, для начала проведения процедуры; и 2) Фразу-Напоминание, которая является сокращенным вариантом проблемного утверждения, предназначенную для удерживания проблемы в уме, пока вы будете простукивать ее»
Шаг № 9а – Сама аффирмация. «Аффирмация связывает негативное утверждение проблемы с позитивным намерением. Фраза звучит примерно так: «Хотя у меня есть эта проблема или эти чувства, Я выбираю или Я знаю, что смогу (добавьте ваше позитивное намерение)». Первое, давайте определим проблему или чувства, которые возникли, когда вы представили себе определенную сцену на шаге № 7. Вернитесь к утверждению сна из шага № 6, и проверьте, остается ли между ними связь; если нет, то перефразируйте проблему». «Теперь, когда мы определили проблему, над которой будем работать, давайте добавим вторую часть – позитивное намерение. Вернитесь в шаг № 4 и проверьте утверждения ролевой игры «Мне нравится» или «Я желаю», дают ли они подходящую фразу о намерении. В конце у вас должно получиться примерно следующее: «Хотя у меян есть эта проблема или эти чувства (назовите что-то одно), Я выбираю или Я знаю, что я смогу (назовите ваше позитивное намерение.
Пример из практики: «Хотя я чувствую, что меня выбросили, Я знаю, что Я хорошо работаю и остаюсь чистой».
Шаг № 9б – Фраза-Напоминание. В начале мы используем полную аффирмацию, но, пока будем простукивать различные меридианные точки, возникнет необходимость в более коротком варианте этой аффирмации, чтобы держать проблему в уме. Поэтому выберем несколько слов из негативной части Основого Утверждения, которые кратко излагают проблему или чувства.
Пример из практики: «Чувствую, что меня выбросили».
Методическая заметка: Работа таппинга заключается в изменении ответной реакции стресса на эмоциональное воспоминание. Таппинг создает успокаивающую атмосферу и нейтрализует стрессовую реакцию, изменяя «смысл» воспоминания с угрозы на безопасность. Та часть аффирмации, которая содержит в себе негативное чувство или проблему, предназначена для удерживания эмоционального воспоминания в уме во время проведения таппинга. Позитивное намерение или ожидание добавляется для того, чтобы сопровождать успокаивающие ощущения, вызываемые изменением ассоциаций. В литературе ТЭС (Чёрч, 2012) такая фраза называется «Основным Утверждением»; структура ее следующая: «Хотя у меня есть эта (название проблемы), Я глубоко и полностью принимаю себя». Однако в процедуре ТСС мы стараемся по максимуму использовать в утверждении ту информацию, которая получена подсознательно из сна. Старайтесь использовать утверждения из Шагов № 6 и 7 для создания негативной части фразы, и утверждения ролевых игр из Шага № 4 для позитивной части фразы. Если сновидец чувствует, что эти утверждения более не актуальны, то проработайте вместе новые утверждения.
Шаг № 10 – Первый цикл таппинга. Методическая заметка: Процедура ТСС не разработана под какую-то конкретную технику энергетической психологии, хотя мы характеризуем точку и процедуры в качестве «стандартных» для нее. Вы можете использовать большее или меньшее количество акупунктурных точек при работе, или задействовать разные методики; все это работает так же эффективно. Процедура таппинга начинается со стимуляции меридианной точки Тонкого кишечника, в литературе ТЭС называемой «точкой Карате; сновидец постукивает по ней, в тоже самое время говоря полную аффирмацию и представляя себе определенный инцидент. После этого выполняются несколько циклов таппинга по стандартному для ТСС комплексу акупрессурных точек; в это время произносится укороченная Фраза-Напоминание, помогающая удерживать проблему в уме. Как правило, мы постукиваем по каждой точке от 7 до 10 раз, в зависимости от удобства сновидца. После первых двух циклов мы переоцениваем уровень стресса. Покажите вашему пациенту на себе, где располагаются все точки. В Таблице 2 приводится характеристика и местоположение акупунктурных точек, с разрешения Мини-пособия по ТЭС (Чёрч, 2012). Обратите внимание, что процедура ТСС несколько отличается от стандартной процедуры ТЭС.
Таблица 2. Акупрессурные точки таппинга
Основная точка таппинга Точка Карате: Расположена на внешней мясистой части ладони, в верхней части практически на загибе ладони, если вы сжимаете кулак; часть ладони, используемая в карате, для нанесения удара (меридиан Тонкого кишечника – Small Intestine meridian, SI3). Постукивайте по точке Карате кончиками четырех пальцев противоположной руки. Точки для проведения цикла таппинга 1. Край брови: Точка расположена в начале брови, около переносицы (меридиан Мочевого пузыря, – Urinary Bladder meridian, UB2). |
Шаг № 10а – Подготовка или основное упражнение. Сценарий: «Сейчас мы начнем энергетическую работу с основного упражнения, которое подготовит нас к циклу таппинга: это стимуляция акупрессурной точки SI-3 (см. Таблицу 2), в то время как вы проговариваете полную фразу аффирмации параллельно представляя себе ваш инцидент. Повторяйте за мной. Точка SI-3 (в литературе ТЭС называемая точкой Карате), находится на краю ладони (любой руки). Постукивайте по ней четырьмя кончиками пальцев противоположной руки все то время, что вы громко проговариваете полную фразу аффирмации и представляете себе инцидент. Фразу повторяйте три раза: «Хотя у меня есть эта проблема / это чувство, Я знаю, что Я смогу / Я выбираю (положительное намерение»».
Шаг № 10б – Первая последовательность таппинга. Сценарий: «Теперь мы простучим вашу проблему, посылая в ваш мозг успокоительные сигналы, и в тоже самое время удерживая в уме проблему при помощи укороченной Фразы-Напоминания».
- Первый цикл таппинга (Таблица 2). «Повторяйте за мной таппинг всех точек (постукивайте по себе для демонстрации) около 7-ми или 10-ти раз подушечками всех пальцев, или только указательного и среднего; правой рукой по правой половине тела, и левой рукой по левой половине тела. Проговаривайте вслух короткую Фразу-Напоминание, постукивая в это время».
- Еще один цикл таппинга: «Давайте проведем еще один цикл таппинга». Обратите внимание: Неважно, проводите ли вы промежуточную последовательность или нет, рекомендуется проводить второй цикл таппинга, аналогичный первому, чтобы оценить уровень стресса.
- Заново оцените уровень стресса: «Расслабьтесь и представьте себе инцидент еще раз; оцените уровень расстройства, который вы сейчас чувствуете, от 0 до 10.
Шаг 11 – Последующие циклы. Методическая заметка: Если уровень стресса не достиг 0, то продолжайте циклы таппинга. Переформулируйте аффирмацию и Фразу-Напоминание, включив в них словосочетание «все еще», чтобы подчеркнуть, что пир воспоминании проблемы, все еще возникает стрессовая реакция. После этого повторяйте таппинговые последовательности Шага № 10, измеряя уровень стресса после каждого цикла, до тех пор, пока он не опустится до 0 или близко к 0.
Сценарий: «Мы продолжим выполнять таппинг, чтобы продолжить снижать уровень вашего стресса, но перед этим мы должны переформулировать аффирмацию и Фразу-Напоминание чтобы признать, что некоторый стресс еще сохраняется. Поэтому измените вашу аффирмацию примерно так: «Хотя у меня все еще есть эта проблема…», и Фраза-Напоминание так: «все еще есть эта проблема». Давайте теперь задействуем эти фразы в последовательности таппинга». Повторите основное упражнение Шага № 10а, только уже с новой аффирмацией. После этого повторите Шаг № 10б, пару циклов таппинга 8-ми точек, после чего остановитесь и оцените уровень стресса. Продолжайте таппинг согласно Шагу № 10б до тех пор, пока уровень стресса не станет близок к 0.
Пример из практики: Аффирмация была переформулирована следующим образом: «Хотя я все еще чувствую, что меня выбросили, Я знаю, что Я хорошо работаю, и остаюсь чистой», а Фраза-Напоминание так: «все еще чувствую себя выброшенной». В сеансе этого примера потребовалось три дополнительных цикла таппинга для того, чтобы уменьшить уровень стресса до 1.
Шаг № 12: Если возникают другие аспекты. Методическая заметка: Если после любого цикла таппинга уровень стресса не уменьшается, а может даже увеличивается, то остановитесь и изучите ситуацию. Вполне возможно, что наряду с проблемой выявились новые связанные с ней воспоминания, может быть намного более стрессовые. В таком случае, простукивать первоначальную проблему будет неэффективно, т.к. человек будет поглощен новым вспоминанием и связанным с ним стрессом. Поэтому, вернитесь в Шаг № 7 и проработайте новый аспект как отдельный инцидент, но связанный с первоначальной проблемой. Попросите сновидца описать, как именно ему пришел в голову новый инцидент, и оцените интенсивность этого нового воспоминания по шкале от 0 до 10 (Шаг № 8). Создайте отдельную аффирмацию и Фразу-Напоминание для этого аспекта. На этом этапе уже не удастся задействовать информацию, полученную из сна. Простучите новую аффирмацию; как только ее стресс упал до 0 или близко к нему, попросите сновидца вернуться к первоначальной проблеме, представить себе первоначальный инцидент, и оценить стрессовый уровень. Если сейчас он снизился до 0 или близко к нему, то вы можете перейти к процедуре завершения, описываемой в Части № 3. Если же не снизился, то проведите еще один или несколько циклов таппинга на этой первоначальной проблеме, пока не добьетесь результата.
Часть № 3: Процедура завершения
Как только вы снизите стрессовую реакцию на воспоминание, сновидцу легче будет подумать о том, как ему дальше действовать, чтобы преодолеть проблему. Сейчас подходящее время, чтобы вернуться ко сну и найти там руководство к действию. Сны, очень часто, – это попытка разрешить внутренний конфликт, поэтому во сне может отыскать естественный подход для завершения. Даже если во сне не произошло разрешения проблемы, она, тем не менее, может нести в себе намеки и сигналы, которые помогут вам сформулировать план действий.
Шаг № 13 – Руководство сна. Сценарий: «Теперь, когда мы с вами снизили уровень стрессовой реакции на воспоминание и эмоциональные препятствия, мы с вами можем подумать о том, как нам лучше достичь завершения инцидента и двигаться дальше. Ваш сон не только отражал вашу проблему, то также пытался решить ее естественным и творческим способом. Поэтому возврат ко сну может дать нам некоторые ценные сигналы, которые подскажут путь вперед». «Закройте глаза и войдите заново в свой сон, возможно в самый эмоционально заряженный его момент. Быстро просмотрите его до конца, и переформулируйте его конец»
Пример из практики: пациентка сказала: « Я пытаюсь оттереть эту краску тряпкой. Я проснулась, крича от ужас».
13а) Удивление: «Почувствовали ли вы удивление в какой-нибудь момент сна?».
Пример из практики: «Да, я была удивлена, что мои стены красит Джейн».
«А что в этом для вас было удивительного; чем это отличалось от ваших ожиданий:».
Пример из практики: «Она мой друг, и никогда бы не стала делать этого».
13б) Руководство: «Увидели ли вы во сне, что кто-то или что-то предлагает вам решение проблемы или направление движения, устно или письменно? А может быть, сон преподает вам некий урок?».
Пример из практики: Никакого явного руководства не было.
13в) Реверс или принятие: «Был ли во сне момент, когда руководство было принято, или случился реверс точки зрения или направления? Опишите, если что-то подобное произошло».
Пример из практики: «Нет, ничего такого не было».
13г) Положительный конец: «Хорошо ли закончился сон?», либо «Не было ли в конце вашего сна требований или предупреждений? Если да, что опишите конец сна, что какую конкретно последовательность событий он принес с собой».
Пример из практики: «Сон закончился моим пробуждением и криками; я была в ужасе».
Аналогия из жизни: «Могут ли ответы пунктов 13 а и б указать вам на то, что происходит сейчас в вашей жизни?».
Пример из практики: «Джейн – это человек, который плывет по течению; может быть, она мне указывает на то, что я тоже должна плыть по течению».
Шаг № 14 – Конец сна. Методическая заметка: Если во сне невозможно найти ответы на предыдущие вопросы, и на первый взгляд во сне не делается никаких выводов, его все равно можно использовать в качестве платформы для движения вперед. При помощи возвращения в сон и спонтанного воображение, наше подсознание может помочь нам создать новый конец сна, в котором будет содержаться метафора или аналогичная ситуация из жизни человека в состоянии бодрствования.
Сценарий:
Шаг № 14а – Закончите сон. «Закройте глаза, глубоко вдохните и поместите себя в конец сна. Посмотрите, что вы пытаетесь сделать во сне, а в частности, какое случившееся событие привело вас к этому моменту. Подумайте, что вы сейчас чувствуете. А теперь, не размышляя, позвольте образам бродить в вашей голове; представьте, как продолжаете и заканчиваете сон таким образом, что в конце сна будет хорошо и вам, и всем прочим персонажам этого сна. Когда закончите, опишите новый конец сна».
Пример из практики: Сновидица вернулась в своей сон и ответственно погрузилась в него, да так, что сама удивилась появившимся образам, восклицая: «Я позволила подруге докрасить комнату в голубой и красный цвет. И комната теперь так хорошо выглядит!».
Шаг № 14б – Аналогия из жизни. «Насколько близко новый конец вашего сна подходит к решению проблемы вашей нынешней жизни?».
Пример из практики: «Плывите по течению; может быть, это окажется весьма удачным занятием!».
Шаг № 15 – Завершение. Методическая заметка: Когда сновидец сможет провести параллель между Шагами № 13 и 14 и ситуацией из своей жизни, важно действовать согласно этой информации. Для этого, то решение, что предлагает сон в виде метафоры, надо конкретно сформулировать. Затем фразу необходимо будет проверить, чтобы удостовериться, что интерпретация метаформы была сделана корректно, и не вызовет дополнительных проблем. Тщательно продумайте эту интерпретацию. Если с ней все нормально, то следующее, что надо будет сделать, – это воплотить ее в жизни.
Сценарий:
Шаг № 15а – Сформулируйте решение проблемы. «Основываясь на информации, полученной от Шагов № 13 и/или 14, сформулируйте то, что вы извлекли из этого сна, и что поможет вам двигаться дальше в вашей жизни в состоянии бодрствования».
Пример из практики: «Вместо борьбы с ситуацией, я приму ее и последую за ней».
Шаг № 15б – Проверьте принятое решение. «Является ли принятое вами решение здравым, практичным и уместным? Не вызовет ли оно у вас дополнительных проблем?».
Пример из практики: «Да, оно очень полезно, и поможет мне идти дальше по жизни с успехом».
Шаг № 15в – Следующие шаги. «Если ваше решение здраво и применимо, что вам конкретно нужно сделать далее, чтобы претворить это решение в жизнь? Представьте себе, что вы еще раз попали в такую же ситуацию в будущем, и охарактеризуйте, что вы должны сделать».
Пример из практики: «Я могу выставить дом на продажу, и уехать на новое место жительства, к новой работе».
Шаг № 16 – Символ напоминания. «Выберите из положительного конца сна какое-нибудь изображение, напоминающее вам о принятом вами решении, если вдруг в будущем вам придется столкнуться с аналогичной ситуацией».
Пример из практики: «Это Джейн, которая плывет по течению».
Что же произошло потом: После сеанса сновидица выставила дом на продажу, собрала вещи, и при помощи друзей (в том числе и Джейн, переехала в другой город вслед за новой работой.
Заключение
Мы надеемся, что данная процедура и пояснительные примеры станут для вас надежным инструментом, который поможет вам понять, как можно сочетать работу со сновидениями и ТЭС, или любую другую методику энергетической психологии. Если вам необходимо или хочется поработать со сном, но обстоятельства не позволяют вам применить всю длительную процедуру полностью, просто помните: цель работы со сновидениями заключается в выявлении эмоциональных проблем сновидца и уменьшения уровня стресса, вызванного этими проблемами. Если вы попытаетесь когнитивно поработать с метафорами снов или спроецировать на сон свой собственный анализ проблемы, вряд ли у вас что-то получится: максимум вы простучите самые поверхностные проблемы, и то, в лучшем случае. Если вы на самом деле хотите понять сон и сновидца, «дайте своему сну право голоса». Как минимум, пусть сновидец «станет» или «попытается стать» неким важным элементов сна, и выскажется от его лица. Задействуйте сценарий шести вопросов; он простой, быстрой, часто веселый и весьма эффективный. А после этого примените любой энергетический метод, на ваше усмотрение, который поможет уменьшить уровень стресса от эмоционального воспоминания, обнаруженного во сне.
Роберт Хосс (Bob Hoss) – магистр наук, руководитель Международной ассоциации изучения снов, директор Фонда науки о снах. Имея образование в гештальт-терапии, он преподает науку о снах более 30-ти лет, написал книгу «Язык снов», и стал соавтором книги «Руководство по Интеграции сновидений и энергетической психологии: Техника свободы во снах» (вместе с Линн Хосс.)
Линн Хосс (Lynne Hoss) – фельдшер, участница Непрерывного обучения в медицинских профессиях (CEHP), клинический психолог, ранее работавшая консультантом по вопросам наркотической зависимости; консультант по работе с женщинами, укрывшимися от домашнего насилия, а также составитель программ по энергетической психологии для Издательства Innersource. Имеет сертификат АКЭП, преподает энергетическую психологию на открытых форумах и индивидуальных занятиях.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.