Важность определенности в таппинге

Энн Адамс (Ann Adams)

Одна из основных концепций ТЭС – это важность определенности. ТЭС рассказывает нам, что необходимо сделать:

1.Установить определенное событие или определить телесное ощущение.
2.Измерить интенсивность эмоции или чувства.
3.Создать Утверждение, состоящие из определенной проблемы и утверждения принятия.
4.Использовать ТЭС для проработки всех деталей, или аспектов, или проблемы.
5.Еще раз измерить интенсивность.
6.Видоизменить утверждение по мере изменения аспектов.
7.Повторить последовательность ТЭС.
8.Повторять процесс измерения интенсивность, уточнения изменений и видоизменения утверждений, пока интенсивность не снизится до 0.

Несмотря на то, что ТЭС является процессом, через который человек должен пройти, на первый взгляд кажется, что он простой и прямолинейный; особенно так могут думать специалисты, работающие с другими методами или более традиционными программами. Но почему же тогда самой большой проблемой среди опытных практикующих специалистов ТЭС является тенденция к проработке обобщенной проблемы вместо поиска конкретики?

Ответ заключается в следующем: большинство людей подходят к своей проблеме, как к одному большому вопросу, а не к серии неприятных событий. Люди, приходящие ко мне, редко говорят о том, что хотели бы поработать с определенной проблемой, например, воспоминаниям автоаварии. Также они не говорят, что хотели бы разрешить несколько детских травм, которые вызывают их нынешнюю тоску. Совсем нет, они обращаются с такими проблемами, как: Они несчастливы, находятся в депрессии, не могут найти спутника жизни, хотят повысить уверенность в себе, едят слишком много, всегда злятся, несчастливы с супругом и думают о разводе; всегда попадают в неприятности в школе или с начальником; или у них есть медицинские проблемы, и не может ли ТЭС помочь с этим? …

Давайте проясним: ТЭС не лечит медицинские проблемы, не находит мужей, не спасает брак, не делает людей счастливыми или повышает в должности. Время от времени все эти вещи действительно случаются после проведения ТЭС, но дело не в технике 0 дело в человеке. Когда ТЭС используется в качестве инструмента для проработки связанных событий и эмоциональных мотивов существующей проблемы, освобождается энергия, и тело человека может исцелиться. После этого люди могут принять лучшие решения, пытаются смотреть на себя по-другому и ведут себя иначе. По существу, разрешение конкретных аспектов, касающихся существующей проблемы, позволяет пациенту более ясно думать о своей ситуации и жизни.

Определенные воспоминания и события

Одним из наиболее ранних психологических подходов, который признал роль определенных событий и воспоминаний в понимании и проработки нынешней ситуации пациента, был подход Альфреда Адлера «Ранние воспоминания» (Файст, 2009, стр. 86). Альфред Адлер верил в то, что люди, по сути, самоопределяемы; другими словами, личность, поведение и самоощущение человека формируются на основе интерпретации им его переживаний. Адлер также верил, что «интерпретации переживаний намного более важны, чем сами переживания» (Файст, 2009, стр. 95), и часто спрашивал своих пациентов об их ранних воспоминаниях, чтобы понять их сущность, настаивая на том, что ранние воспоминания всегда указывают на нынешнюю жизнь человека. И хотя большинство современных профессионалов не используют теории Адлера, исследования показали, что в акценте Адлера на ранних воспоминаниях и их роли в формировании восприятий, отношения к жизни и убеждений, есть определенная заслуга.

Психолог Даниэль Канеман, обладатель Нобелевской премии и один из основателей поведенческой экономики, объясняет память человека и то, каким образом люди оценивают свои переживания, в своей концепции «двух я»: «Переживающее Я» и «Помнящее Я» (Мюррей, 2012). Согласно Канеману, «Переживающее Я» живет в настоящем моменте и постоянно обрабатывает входящую информацию из физической и социальной среды окружения. «Переживающее Я» смотрит на жизнь, как на серию моментов переживаний; однако, как только момент переживания прошел, он забывается навсегда. В своих исследованиях Канеман подсчитал, что психологическое присутствие переживаний длится около 3-х секунд (Мюррей, 2012). «Помнящее Я», с другой стороны, опирается на бесчисленные, ежеминутные и ежедневные переживания человека, и пишет рассказ из запомнившихся вещей. Канеман предполагает, что переживания, которые из «Переживающего Я» доходят до «Помнящего Я», отмечены изменениями; люди запоминают те события, которые являются новыми, необычными, удивляющими, неожиданными и значительными.

Далее, переживания, которые запоминаются, не обязательно записываются мозгом в полной мере или 100% правильно; вернее всего, их запоминание базируется на восприятии их человеком и той ценностью, которой он отмечает определенные части воспоминания. На самом деле, исследования показали, что воспоминание часто превосходит фактическое переживание. Канеман говорит: «Мы принимаем решения, основываясь на воспоминаниях, и, в основном, мы используем то, что запомнили, а не то, что произошло на самом деле» (Чернофф, 2013). Например, Кейси летит на самолете определенной авиалинии в командировку. Стюарды были учтительными, самолет прилетел вовремя, и во время полета она чувствовала себя весьма уютно. Полет очень ее радует. В конце полета, однако, стюард поскользнулся и пролил горячий кофе на ее брюки, испортив их и оставив небольшие ожоги. Скорее всего, негативное, даже травмирующее переживание с горячим кофе затмит ее до того хорошее ощущение от полета.

Поэтому, в случае с ТЭС, подход к существующей проблеме как к обобщенному вопросу напоминает подход к вопросу через «Переживающее Я», в то время как именно «Помнящее Я» держит в себе всю информацию, которая формирует схемы, поведения и нынешние проблемы, проработка которых является прямой обязанностью ТЭС.

Важно определить не только конкретное событие или воспоминание, но также и конкретные части этих конкретных событий. Каждый отдельный кусочек единственного воспоминания или события может содержать в себе энергию, которую надо выпустить. Например, один из наиболее популярных провокаторов воспоминаний – это запах. Исследователи знают, что одна из причин, почему запах является таким мощным провокаторов воспоминаний, – это тот факт, что обонятельный нерв находится в непосредственной близости от миндалевидного тела, участка мозга, отвечающего за эмоциональную память, и гиппокампа, также отвечающего за память (Стаффорд, 2012). Итак, при проработке определенного события путем применения ТЭС, скорее всего, воспоминание о нем необходимо будет разделить на еще меньшие кусочки, детали, например, ассоциацию воспоминания с запахом, и проработать их по отдельности. В ТЭС эти детали, конкретные кусочки конкретных событий, называются «аспектами»; о них мы поговорим более подробно.

Затрудненное дыхание

В данной главе будет рассказано о концепции нахождения определенности от наиболее простого к наиболее сложному. Не всегда так просто сразу определить события или запомненные конкретные детали наших текущих проблем. Один из лучших способов начала поиска определенности – это находиться здесь и сейчас, в текущем моменте, в физическом переживании влияния проблемы. Простой путь определения этого физического переживания в настоящий момент – это определение того, насколько хорошо вы дышите. Когда человек расстроен или чувствует боль, он дышит более поверхностно, чем в расслабленном состоянии. Следующий пример демонстрирует нам, как проработка очень маленькой, конкретной части большей проблемы не только обуславливает успех проведения ТЭС, но и помогает вам или вашему пациенту занять новую позицию и успокоиться затем, чтобы далее приступить к процессу определения и проработки оставшихся частей большой проблемы.

Начните упражнение на затрудненное дыхание с трех медленных глубоких вдохов, чтобы растянуть ваши легкие. На последнем вдохе оцените в процентах, насколько глубоко у вас получилось вдохнуть.

Создайте утверждение, используя этот процент и утверждение принятия, например, так: Хотя я могу вдохнуть только на 65% от возможного, Я глубоко и полностью принимаю то, как дышу сейчас. Затем, концентрируясь на «менее полном, чем возможно» вдохе, простучите все точки хотя бы два раза, просто называя ваш процент на каждой точке (например, 65%). Не переживайте насчет точности вашего процента; это просто начальный показатель, нужный для оценки продвижения вперед или назад. После таппинга остановитесь и еще раз глубоко вдохните. Если вдох не достиг 100%, продолжайте тот же самый процесс до достижения максимального процента; или если вдруг выскочит что-то конкретное, вы можете начать проведение ТЭС на нем.

Само по себе упражнение Затрудненного дыхания очень мощное. Я обучаю ему всех своих пациентов в качестве быстрого метода самоуспокоения. В то время как они постукивают свое дыхание, в тоже время они прорабатывают то, что делает его поверхностным. День, и вообще жизнь, ваших пациентов будут значительно спокойнее, если несколько раз в день пациент проверит свое дыхание и простучит любой процент ниже 100%. Это упражнение демонстрирует эффективность ТЭС, а также может служить иллюстрацией для проработки чего-то конкретного, в данном случае, процента дыхательных возможностей человека.

Обратить внимание на эмоциональные ответные реакции тела

Второй наиболее простой путь поиска определенности – это внимание к ощущениям любых эмоций, расстройства или физического дискомфорта в теле. Человеку проще понять, где в его теле ощущается эмоция, чем определить какое из, без сомнения бесчисленных событий и чувств, может быть связано с текущей ситуацией. Попросите пациента опять медленно вдохнуть, закрыть глаза и обратить внимание на то, где в его теле, в этот момент, чувствуется наиболее сильное физическое ощущение эмоции или дискомфорта. У большинства людей это неплохо получается.

Телесное ощущение – это эмоция. В конце концов, если бы у вас не было физического выражения чувства или реакции, откуда бы вы узнали, что испытываете эмоции:

Побудите пациента максимально детализировать чувство, например, «комка в горле», «удушающего чувства в груди», «несварение желудка», «боль в глазах», «пульсирующая боль в пояснице» или «дрожь в коленях». Полезнее всего будет сконцентрироваться на одном, наиболее сильном телесном ощущении. Теперь оцените интенсивность этого ощущения для вашего пациента по шкале от 0 до 10. Создайте Утверждение на основе этого ощущения. Примеры:

Хотя я чувствую, что меня сейчас стошнит, в любом случае Я глубоко и полностью принимаю себя.

Хотя я чувствую комок в горле, не дающий мне дышать, у меня все хорошо.

Хотя мне кажется, что на моих плечах лежит непосильная ноша, Я полностью принимаю свое ощущение в настоящий момент.

Простучите точки, концентрируясь на конкретной физической реакции на эмоцию. Используйте описание этого ощущение, которое сделал пациент», как фразу-напоминание, когда постукиваете по точкам, например, «комок в горле».

Если вы только начинаете работу с ТЭС, использование одного слова или слов на каждой точке полностью приемлемо; на самом деле, это приемлемо, даже если у вас есть за плечами опыт многих лет работы. Если же вы выберете несколько слов для работы, возьмите их из полного описания физического ощущения на разных стадиях. Например, в зависимости от описания и истории, сценарий ТЭС может выглядеть таким образом: «мой желудок», «горечь во рту», «тошнит», «все болит», «урчит в животе».

Другие книг и записи сеансов ТЭС могут предложить вам широкий выбор слов, которые можно использовать на каждой точке. В общих сценариях используются разные слова; в конце концов, эти сценарии ограничены, т.к. в них нет привязки к определенному событию или ощущению. Творческий подход к проведению ТЭС, использование различных слов или усложненные утверждения совершенно необязательно. ТЭС действует при простом подходе, концентрируясь на физическом выражении текущего чувства расстройства. При данном подходе, физическое ощущение – это и есть конкретика. Важно повторение сути, а не отвлекающие мысли типа: «Какие слова мне использовать?». Вы изменяете описание физического ощущения вместе с изменением самого ощущения.

В действительности, при должной концентрации и настройке на ощущение, может быть эффективным и молчаливый таппинг. Слова помогают, без сомнения, но они не обязательны. Сфокусируйтесь на ощущении, измерьте, простучите, проверьте интенсивность и по мере изменения ощущения, видоизмените Утверждение и Фразу-напоминание; повторяйте процесс, пока ощущение не достигнет 0, со словами или без них.

Физический дискомфорт

ТЭС можно применять при ощущении боли в теле. Как и в предыдущем разделе, задача вас, как специалиста, помочь своему пациенту четко охарактеризовать, что именно он ощущает в своем теле. Возможно, что с физическим ощущением не будет видно явно связанных с ним эмоций. Продолжайте задавать вопросы, чтобы определить, что конкретно нужно проработать. Таппинг ощущения «Я плохо себя чувствую» не даст никакого результата ввиду неопределенности. Наиболее частые наводящие вопросы – это:

v  Где конкретно вы чувствуете дискомфорт? Ищите конкретное место; не «моя рука» или «моя голова», а такие детали как: «на тыльной стороне правой руки от запястья до первой фаланги пальцев».

v  Какой конкретно дискомфорт вы ощущаете? Например, боль: ноющая, жгучая, давящая, хрустящая, тупая, глубокая, напряженная, грызущая, сжимающая, щиплющая, стреляющая, острая, режущая, растяжение, пульсирующая и т.п.

v  Какова интенсивность вашего дискомфорта? Оцените на шкале от 0 до 10.

Эффективная альтернатива – это описание ощущения в виде метафоры; это весело и полезно: «как будто кто-то скребет граблями в моей голове», «серая мягкая амеба размером с грейпфрут» или «тычки раскаленной кочергой в моей голове». Метафоры могут помочь пациенту описать чувство или ощущение, которое они не могут уловить, путем использования слов, образов и описаний, наполненных для пациентов особым смыслом. Эти метафоры могут нести в себе ценную информацию, нужную для установления определенности; чем более они живо представляются пациентам, тем эффективнее они окажутся.

Помогите своим пациентам четко охарактеризовать свой дискомфорт, прося их описать его детально. Многие люди могут использовать для деталей цвет и прочее; удивительно, но со снижением интенсивности изменяется и цвет, и другие характеристики. Далее приводятся несколько полезных вопросов:

v  Какого цвета ваше телесное ощущение?

v  Насколько оно велико? Какая у него форма?

v  Как именно вы его ощущаете?

v  Устойчиво ли оно, или движется?

v  Напоминает ли оно вам что-нибудь?

Любая дополнительная информация может быть полезна. Далее приводятся еще несколько полезных вопросов:

v  Когда вы испытали его в первый раз?

v  Что происходило в вашей жизни в то время?

v  Если бы для этого ощущения была эмоциональная причина, какой бы она была?

v  Что вы думаете о наличии у себя такого ощущения?

v  Изменяет ли оно свое расположение, или остается на одном месте?

v  Что делает его хуже, и когда?

v  Что оно мешает вам делать?

v  Что для вас означает это ощущение?

Обязательно запишите уровень интенсивности дискомфорта, прежде чем начать таппинг. Затем разработайте Основное Утверждение, используя одну или несколько характеристик: Хотя в моем желудке перекатывается этот большой, черный шар с шипами, Я глубоко и полностью принимаю себя и свое тело. 

Фраза-напоминание может состоять из полного описания: Этот большой, черный шар с шипами, перекатывающийся в моем желудке, находящийся на уровне 8. Или ее можно разделить на одну или более частей описания каждой точки:

Голова: большой, черный.

Бровь: шар с шипами

Край глаза: перекатывающийся

Под глазом: в желудке

Под носом: уровень 8

Продолжайте повторять фразу, пока не проработаете все остальное точки. Простучите два или три цикла точек, а затем проверьте интенсивность и описание.

Видоизменяйте Утверждение и Фразу-напоминание по мере изменения описания. Если изменений нет, задавайте дополнительные вопросы. «Боль» может перемещаться по телу в течение сеанса. Просто следуйте за ней, используя описания по мере продвижения. Эта техника называется «Вдогонку за болью».

Обратите внимание, что в этом примере сеанс сконцентрирован на проработке каждого аспекта или различных частей описания по отдельности. В течение всего сеанса оценивается прогресс. Надо заметить, что, несмотря на поиски определенности, три составляющих процесса: конкретику, проработку аспектов и оценку интенсивности невозможно разделить; в ТЭС они органично связаны друг с другом.

Мозаика

Как отмечалось ранее, очень редко пациент приходит с конкретной проблемой, требующей разрешения. Люди, как правило, обращаются к ТЭС с общими проблемами, а не отдельными событиями. Кусочки мозаики – это события, из которых складывается картина, изображенная на крышке коробки с мозаикой; картина – это то, как пациент видит себя и мир. Части мозаики (ее грани), которые подходят к остальным, – это аспекты, из которых складывается событие. Кусочки мозаики, как и проблемы, бывают разных форм и размеров; таким образом, грани (аспекты) могут отличаться друг от друга. Проработайте все грани (аспекты) всех кусочков (событий), являющихся частями мозаики (нынешней проблемы), и вы увидите, как картинка на коробке из-под мозаики (вид себя и мира вокруг) изменятся.

Таппинг общего вопроса – картины на коробке – очень редко дает результаты.

В конце концов, картинка на коробке из-под мозаики редко, когда бывает действительной картиной. Использование нынешнего события как Утверждения: Хотя я ем слишком много, Я глубоко и полностью принимаю себя, может помочь человеку успокоиться и почувствовать себя лучше. К тому же, подобный общий таппинг может принести пользу в виде извлечения некоторых связанных событий или деталей. Очень редко, когда обобщенный таппинг дает полное разрешение проблемы в результате. Любой таппинг на время успокоит вашу энергетическую систему, и вы почувствуете себя лучше. Но так как не проработаны все кусочки мозаики, проблема не разрешится полностью: «Конкретные детали – хороший результат» (Адамс, 2011).

Ключевое преимущество таппинга определенного аспекта определенного события и оценка их в процессе проведения сеанса заключается в том, что разрешение проблемы, скорее всего, будет очевидно, давая возможность перейти к следующему аспекту или событию. Конкретную деталь намного легче оценить; легче оценить и прогресс.

Определенные события

Хотя причины поиска определенности очень важны, это не всегда простой процесс; иногда бывает невозможно найти причину влияния прошлого события на настоящий момент. Главное – задать нужный вопрос.

Работа практикующих специалистов ТЭС напоминает работу следственных репортеров. Вы можете применить к нынешней проблеме их обычные вопросы (кто, что, когда, где, как).

v  О чем это вам напоминает?

v  О чем вы начинаете думать?

v  Были ли у вас подобные ощущения, и когда?

v  Когда вы это поняли?

v  Откуда вы знаете, что у вас есть такая проблема?

v  Как долго у вас была эта проблема?

v  Когда она началась?

v  Что тогда происходило?

Или используйте вековой вопрос традиционной терапии: Какие у вас ощущения по поводу этого?

Вопросы, связанные с работой каналов восприятия информации, могу также быть полезны для описания видения нынешней «картины» события:

v  Что вы видите?

v  Что вы слышите?

v  Что вы думаете / чувствуете?

v  Ощущаете ли вы вкус или запах?

Все эти вопросы дают возможность сконцентрироваться четко на событии. Эффективных вопросов, которые могут помочь в нахождении определенных событий и первопричин проблем, превеликое множество.

Многие определенные события начинаются с «Во время, в которое…» и производных форм. После определения конкретного события очень важно выяснить, сколько же длилось «это время». Хотя продолжительность события могла быть длительной, но конкретное действие, породившее негативную эмоцию, могло занять всего несколько секунд. Полезный метод для определения того, что событие достаточно коротко для того, чтобы рассматриваться в качестве одного кусочка мозаики, это применение метафоры кино.

Фильм «Время, в которое…» не должен длиться более трех минут, а количество высокоинтенсивных кадров в нем не должно превышать два-три. Если же эти условия не выполняются, то фильм нужно разбить на меньшие сцены. Придумайте фильму название; это упростит создание Утверждение – в его качестве просто можно взять название фильма. Хотя я создаю кино «Учитель ударил меня по руке», в любом случае я принимаю себя». Подход в виде кино очень полезен для нахождения и последующего использования определенных событий для проработки проблем.

Когда трудно сразу определить конкретное событие, хорошая альтернатива такому поиску – это использование подхода Затрудненного дыхания или концентрация на физическом проявлении эмоции или физическом дискомфорте. Еще один способ – это просто придумать историю или притвориться, что пациент знает все детали. Чтобы они не придумали, в любом случае является частью их внутренней сущности; любая придуманная деталь будет наполнена смыслом нынешней проблемы.

В независимости от используемой техники удостоверьтесь, что вы прорабатываете все аспекты, как эмоциональные, так и физические, прежде чем перейти к новому «кусочку мозаики».

Тем не менее, иногда бывают случаи, на примере высокоинтенсивных событий, когда начинать с конкретики нелогично. Если событие является, или может быть, очень неприятным, то лучше всего начать с проработки страхов, возникающих при упоминании подобного события. Простучите страхи, или примените упражнение Затрудненного дыхания. Как вариант, можно представить, что событие заперто в некоем контейнере, или его переместили на другую сторону улицы. После этого простучите «содержимое контейнера» или «то событие, которое находится далеко-далеко отсюда».

То, что ТЭС дает быстрые результаты, не означает, что специалисты должны работать быстро. Скорость восприятия пациента должна определять скорость проведения сеанса. Люди, и ситуации, в которых они находятся, довольно часто сложны. Очень важно чувство безопасности; пациенту необходимо установить хороший контакт со специалистом, чтобы быть готовым погрузиться в болезненные вопросы.

Заключение

Важность определенности при использовании ТЭС бесспорна. В главе приведены некоторая информация и вопросы, которые могут помочь в нахождении конкретного события. Такой поиск, когда пациент обращается с обобщенной проблемой, может потребовать некоторых усилий. Некоторые подходы, такие как затрудненное дыхание, определение телесных осушений или физического дискомфорта, могут помочь в нахождении связанных с ними аспектов проблемы, которые затем можно будет решить детальной проработкой.

Энн Адамс (Ann Adams) – сертифицированный клинический социальный работник, учитель ТЭС, наставник практикующих специалистов за рубежом. Она создала проект EFT4PowerPoint – программу комплексного обучения, которой пользуются тренеры ТЭС по всему миру, является соавтором работы «Программа комплексного обучения ТЭС» (уровни 1 и 2) и Программы мастеров ТЭС.

ТАППИНГ

Подпишитесь на нашу рассылку, и вы получите краткое руководство по Техникам Эмоциональной Свободы.

Таппинг PRO

Вы получите ПОЛНЫЙ доступ к большому объему материалов по Таппингу: статьям, авторским методикам, скриптам, научным исследованиям, видео и аудио от лучших мировых тренеров. 

PRO

Доступ на 1 месяц
490
  • Доступ ко всем материалам PRO
  •  
  •  

PRO

Доступ на 3 месяца
1250
  • Доступ ко всем материалам
  • Скидка 20% на все книги
  •  

PRO

Доступ на 12 месяцев
4490
  • Доступ ко всем материалам
  • Скидка 30% на все книги
  • Скидка 50% на вебинар